Мода и стиль - Женские заметки

Мода и стиль - Женские заметки

» » Зимними вечерами дед плетет корзины из соломинок. Плетение из соломы

Зимними вечерами дед плетет корзины из соломинок. Плетение из соломы

Техника плетения из соломки напоминает плетение из других материалов. Путем соединения и переплетения соломин создают соломенные ленты или уже готовые формы. Из полуфабрикатов – жгутов и плетенок – далее создают более сложные изделия. Существует множество различных видов плетения соломки в зависимости от использования заготовок материала и способов их соединения. Рассмотрим в статье некоторые из них.

Спиральное плетение

Спиральное плетение – один из самых распространенных в недавнем прошлом видов плетения. Именно таким способом изготавливали предметы домашнего обихода, утварь – корзины, короба, миски.

Емкости, выполненные в технике спирального плетения, имели самые разнообразные размеры и формы и находили широкое применение в хозяйстве. Самые большие могли вмещать в себя десятки килограммов зерна. Они были гигроскопичны, их не грызли мыши.

Основой спирального плетения является жгут соломы. Процесс плетения связан с формированием объема изготавливаемого предмета. Жгут укладывается по спирали, поэтому с каждым витком можно наращивать объем и высоту, сужать или расширять изделие. В силу этих причин способом спирального плетения изготовляют округлые, цилиндрические или шарообразные предметы, которые имеют круглое или овальное основание.

Для соединения жгутов между собой чаще всего применяют льняные нитки, используя при этом толстую иглу с большим ушком.

Из увлажненной соломы сформируйте пучок нужной толщины, конец его обкрутите лентой или ниткой, загните на 1–2 см и стяните с пучком (рис. 4).

Рис. 4. Схема спирального плетения

Затем стяните конец с пучком второй раз – получается первый виток спирали. Пучок обкрутите нитками три раза и выкладывайте из него второй виток. Одновременно с этим витки скрепляйте между собой, перетягивая нитку при помощи иглы через перетяжку первого ряда.

В дальнейшем нитку также протягивайте через все перетяжки первого витка, в результате чего наружный виток спирали скрепляется с внутренним витком. Чтобы плетение было плотным, при каждой перетяжке нужно сильно натягивать нитку и следить, чтобы она плотно обвивала жгут.

В дальнейшем соломенный жгут просто наращивают, укладывая его по спирали и последовательно перетягивая витки.

Помните, что толщина жгута зависит от размеров создаваемого вами изделия: для изготовления больших предметов используют целые стебли соломки, а для предметов, меньших по размеру, – заготовленную и отсортированную соломку без коленец.

Прямое плетение

Наиболее простым способом – простым плетением – можно изготовить салфетку или декоративное панно, деталь для более сложного, объемного плетения (рис. 5).

Чтобы приступить к прямому плетению, необходимо приготовить сплющенные в ленту соломины. Для этого увлажните толстую соломину и расщепите ее вдоль стебля острием ножа или иголкой, затем расправьте ее следующим способом: приложите к доске и прогладьте тупым концом ножа, переверните другой стороной и повторите эту операцию. Можно проглаживать не очень нагретым утюгом.

Рис. 5. Прямое плетение

Плетение объемных плетенок во многом похоже на изготовление полотна, поэтому не случайно такие плетенки напоминают по рисунку тканое полотно.

Шахматка

Расположите несколько соломин параллельно друг другу в вертикальном положении. Прижмите с одной стороны их концы. Затем возьмите еще одну соломину и, располагая ее горизонтально, заплетите в вертикальные соломины следующим образом: обозначим вертикальные соломины цифрами 1, 2, 3, 4 и т. д., а горизонтальные – буквами а, б, в, г и т. д. Возьмите соломину а и протяните ее под соломиной 1 , потом положите ее на соломину 2 и снова протяните под соломиной 3 . Делайте так пока не закончатся соломины, чередуйте их, протягивая под одной и накладывая на следующую. Соломину б заплетайте так же, но начинайте с накладывания. Чтобы в плетении не было просветов, плотно пригоняйте соломины друг к другу (рис. 6).

Рис. 6. Прямое плетение (шахматка)

Готовую плетенку просушите под прессом, чтобы она выровнялась.

Паркет

Для получения рисунка «паркет» надо изменить порядок плетения. Горизонтальные соломины перекладывайте не через одну, а через две вертикальные, и в каждом ряду сдвигайте плетение вправо или влево на одну соломину.

Плетение плоских косичек

Переплетая соломку таким способом, можно получить красивые и прочные ленты, из которых впоследствии создают различные предметы – панно, сумки, шляпы. Эти же ленты используют и для соломенной скульптуры.

Иногда для плетения подобных лент длины соломины не хватает, в таком случае ее можно удлинить тремя способами:

1. В срез соломины, которая закончилась во время плетения, вставьте другую, более толстую соломину или наоборот.

2. Концы соломин наложите один на другой на 2 см и дальше заплетайте их вместе.

3. Расщепите стебель закончившейся соломины другой соломиной.

Чтобы рисунок при плетении получался четким и красивым, необходимо соблюдать следующие правила :

♦ для плоского плетения старайтесь выбирать соломины, одинаковые по толщине по всей длине. Обычно такую соломку заготовляют из средней части стебля. Если же такой соломки недостаточно, а ленту необходимо сплести длинную, пред началом плетения складывайте соломины разными концами: одни стебли более толстыми концами, а другие – концами потоньше. В таком случае не придется наращивать толстые соломины тонкими и наоборот и плетенка будет равномерной;

♦ наращивайте соломину лишь после того, как заплели предыдущий стык;

♦ четко зафиксируйте загибы краевых соломин под нужным углом и проглаживайте их большим пальцем правой руки;

♦ плетите плотно, так как при высыхании соломы плетение ослабевает;

♦ до высыхания прокатайте законченную плетенку деревянной скалкой, чтобы она стала ровной и плотной.

Сшивание плетенок

Плетенки сшивают для того, чтобы получить какое-либо изделие. В зависимости вида изделия выбирают вид плетенки (косички) и способ сшивания. Есть два способа сшивания: встык и уступом.

Сшивание встык. Этот способ сшивания используют при изготовлении плоских изделий: циновок, ковриков, ширм, панно и др. Сшивание встык выполняют следующим образом: поочередно зацепляют иголкой края соединяемых косичек и стягивают их. Нитки следует выбрать покрепче, так как стягивать косички надо сильно, а слабая нитка будет часто рваться.

Сшивание уступом. Такой способ сшивания используют при изготовлении различных головных уборов (шляп, кепок и т. д.), сумок, абажуров, чаш, блюд, коробок, подносов и др. Уступом сшивают чаще всего круглые или овальные изделия. Начинают сшивание с центра и соединяют косички по спирали. Каждый виток следует накладывать на предыдущий на треть ширины ленты (предыдущего витка) и пришивать. Перед сшиванием плетенки надо намочить, чтобы они стали более податливыми и хорошо ложились.

Готовое сшитое изделие следует выровнять, постучав по его поверхности молотком или прогладив утюгом через мокрую ткань.

Тройная косичка

Тройную косичку плетут как обычную косу, то есть попеременно перехлестывают соломинами, расположенными по краям, среднюю соломину (рис. 7).

Рис. 7. Плетеная косичка из трех соломин

Плетение ведут поочередно крайними правой и левой соломинами, соблюдая при плетении прямой угол. Как только одна из соломин заканчивается, ее тут же наращивают. И главное, плетите от себя, соломины перебирайте большими и указательными пальцами, помогая иногда средними.

Четвертная косичка

Четвертная косичка имеет вид ленты, легко растягивается и сгибается. Плетут ее так же, как и тройную, только в плетении участвуют четыре свободных конца, которые образуются из двух перегнутых соломин (рис. 8, а ).

2-ю соломину перегните за 4-ю и уложите параллельно 3-й (рис. 8, б ). 4-ю соломину перегните от себя, пропустите под 2-ю, уложите поверх 3-й соломины параллельно 1-й (рис. 8, в ). Далее 1-ю соломину укладывайте поверх 4-й и параллельно 3-й и 2-й (рис. 8, г ). 2-ю соломину перегните от себя, пропустите под 3-ю и кладите поверх 1-й и 4-й (рис. 8, д ).

Принцип дальнейшего плетения приведен на рис. 8 е-з . Необходимо лишь помнить, что крайняя правая соломина перегибается от себя, а крайняя левая – к себе.

Рис. 8. Плетенка из четырех соломин с двумя осевымы

Четвертная «Зубатка»

«Зубатка» – одна из самых распространенных и декоративных плетенок. Называется она так из-за зубчатых краев. «Зубатка» отличается простотой изготовления, малой способностью к растяжению. Широко используется для сшивания шляп, сумок, краевого оформления.

Технология ее плетения напоминает изготовление четвертную косичку (рис. а-в предыдущего рисунка), с той лишь разницей, что в данном случае поочередно заплетаются две правые соломины, а потом – две левые.

Техника плетения: 1-ю соломину перегните к себе, уложив ее поверх 4-й и 3-й соломин, под 2-ю соломину (рис. 9, а ).

4-ю соломину уложите под 3-ю поверх 2-й и параллельно 1-й (рис. 9, б ). Далее 3-ю соломину заплетайте от себя за 4-ю, пропустив ее под 2-ю и 4-ю соломины и уложив поверх 1-й. Так формируется первый левый зубец плетенки (рис. 9, в ).

Правый зубец начинают формировать, перегнув 3-ю соломину через 1-ю, уложив ее поверх 4-й и параллельно 2-й (рис. 9, г ).

Следующая позиция – перегните 1-ю соломину от себя за 3-ю, пропустив под 4-ю и 3-ю и уложив поверх 2-й соломины. Так получится второй зубец (рис. 9, д ).

Третий зубец сформируйте, перегнув 2-ю соломину от себя за 1-ю, пропустите под 3-ю и 1-ю соломины и уложите поверх 4-й (рис. 9, ж ).

Рис. 9. Плетенка «зубатка» из четырех соломин

«Рогожка» из пяти соломин

Свяжите пять соломин в пучок, разведите их концы в стороны: две вправо и три влево, так чтобы они находились под прямым углом по отношению друг к другу.

3-ю соломину перегните к себе, уложите поверх 4-й под 5-ю соломину, параллельно 1-й и 2-й (рис. 10, а ).

1-ю соломину уложите поверх 2-й под 3-ю соломину, параллельно 5-й и 4-й (рис. 10, б ).

После этого 4-ю соломину кладите поверх 5-й и под 1-ю, параллельно 3-й и 2-й (рис. 10, в ).

Дальнейшая последовательность действий приведена на рис. 10, г-д .

Рис. 10. Плетенка рогожа из пяти соломин

Существуют более объемные рогожи из шести и более соломин (рис. 11).

Рис. 11. Зубчатая плетенка рогожа из шести соломин

Объемное плетение

Объемные плетенки могут служить как шнурами, так и деталями для сборки изделий из соломки и декоративными дополнениями к ним. В процессе плетения в зависимости от желаемой формы изделия можно использовать каркасы из различных материалов: соломы, проволоки, палочек, прутьев.

Одной из наиболее простых и пластичных объемных плетенок является двойная косичка.

Двойная косичка (цепочка)

Заплетается двойная косичка из одной соломины, которую сгибают под углом 45°. Линию сгиба чуть сместите в одну сторону, тогда одна сторона станет длиннее другой и наращивать соломины будет удобнее. Концы косички окажутся под прямым углом друг к другу. Далее согните левый конец соломины под прямым углом. Затем конец полоски, которая находится справа, тоже согните под прямым углом. Другой конец, оказавшийся внизу, согните сверху вниз, а затем другой конец согните под прямым углом слева направо. Выполняйте так же до тех пор, пока не сделаете косичку нужной длины (рис. 12, а-г ).

Рис. 12. Плетеная косичка из двух соломин

Все повороты делайте по направлению против часовой стрелки. Плетенка должна быть упругой, равномерной и иметь в сечении треугольник. Закончив плетение, растяните косичку как гармошку – у вас получится плетенка, похожая на спираль.

Елочка

Выполнение елочки очень похоже на выполнение четвертной косички. Начинать плести елочку следует так же. Различие появляется, когда начинается формироваться первый и второй зубчики. Выполняйте плетение по рисунку (рис. 13).

После того, как сформируются три зубчика, дальнейшую работу делайте в том же порядке. Сложность изготовления данной плетенки только кажущаяся, внимательно посмотрите на рисунок, потренируйтесь плести из полосок плотной бумаги и можете приступать к плетению из соломки.

Плетение елочки из семи соломин выполняется идентичным способом.

Квадрат

Перед началом работы следует изготовить каркас. Для этого возьмите две палочки или соломины одинаковой длины, расположите их под прямым углом друг к другу и прочно свяжите. Так как каркас будет полностью оплетен соломкой, то его можно изготовить из проволоки или любого другого материала. К полученной крестовине привяжите длинную соломенную ленту и заплетайте ее вокруг крестовины, как показано на рисунке (рис. 15).

Если закончилась лента, вставьте новую в расщепленный конец предыдущей или же приклейте клеем перед поворотом вокруг палочки. При этом новая соломина огибает палочку и зажимает тем самым старую.

Рис. 14. Простая плетенка из четырех соломин

По окончании плетения конец ленты следует продеть под соломину, расположенную на противоположной стороне квадрата. Плетение продолжают до тех пор, пока квадрат не достигнет необходимого размера. Плетение на внешней и внутренней сторонах квадрата отличается. Кроме того, в результате натяжения ребер квадрата соломиной он становится выпуклым. Чтобы квадрат стал плоским, просто высушите его под прессом.

Если за основу каркаса взять гибкие прутики или проволоку, то можно сплести квадратную пирамиду. Для этого нужно соединить их, отогнуть ребра вниз и оплести их.

Чтобы сделать многоугольник (шестиугольник, восьмиугольник), возьмите, соответственно, крестовину с тремя и четырьмя пересекающимися палочками (шестью и восемью лучами, рис. 16).

Подобные плетеные фигуры могут использоваться как самостоятельный элемент, так и для изготовления шкатулок и цельноплетеных изделий: лотков, абажуров, коробов и т. д.

Витые плетенки

Способом объемного плетения можно выполнять также витые плетенки-шнуры. Такие плетенки имеют несколько разновидностей, их вид зависит от количества соломин. Чем больше соломин, тем чаще витки на плетенке и тем она прочнее. Витые плетенки пластичны, они легко гнутся и образуют различные узоры. Изготавливают их на каркасе; если в качестве каркаса использовать проволоку, плетенке можно придать необходимую форму.

Витая плетенка из пяти соломин

Такая плетенка выполняется из пяти связанных в пучок соломин. Схема плетения приведена на (рис. 17, а-м) .

Рис. 17. Витая плетенка из пяти соломин

После того как заплетка завершается, все соломинки закрепляются в исходное положение для начала плетения следующего витка (рис. 17, м ). После этого плетение нужно повернуть завязанными концами соломинок к себе, чтобы в дальнейшем они оказались внутри плетенки. Далее плетение ведется последовательно всеми пятью соломинами по направлению к себе.

В процессе плетения две соломины должны все время находиться параллельно друг другу. Нижняя соломина перегибается через верхнюю и укладывается параллельно следующей. После этого плетение поворачивается влево на 90° и вновь повторяется операция с двумя соломинами. Для получения равномерной толщины плетенки в ее сечении при укладке соломин необходимо соблюдать квадрат. Так выглядит плетенка, если смотреть на нее сверху (рис. 18).

Рис. 18. Витая плетенка из пяти соломин

Витая плетенка из четырех соломин

Такая плетенка выполняется аналогично плетенке из пяти соломин, но отличается более редким повторением витков. Схема плетения приведена на рис. 19.

Рис. 19. Витая плетенка из четырех соломин

При укладке соломин в сечении необходимо соблюдать треугольник.

Существуют и более сложные плетенки – из шести, семи, и более соломин (рис. 20).

Рис. 20. Витая соломка из шести и семи соломин

Расширение и сужение витой плетенки

Некоторые виды украшений, например подвесные украшения в виде сосулек, можно от начала до конца сплести в технике объемного плетения. Для этого надо лишь знать способы сужения и расширения витой плетенки.

Чтобы создать расширяющуюся или сужающуюся спираль, необходимо особым образом укладывать соломинки.

На рис. 21 приведена схема расширения витой плетенки из пяти соломин, начиная с исходной позиции, которая образуется в результате поворота заплетки к себе. 5-ю и все последующие соломины нужно слегка отводить во внешнюю сторону. При заплетке сторона квадрата в сечении будет увеличиваться, а плетенка – расширяться.

Рис. 21. Приемы расширения и сужения витой плетенки

И наоборот, если сдвигать соломинки внутрь плетенки, она будет сужаться, постепенно уменьшая сторону квадрата, можно свести плетение на нет.

Если хотите создавать красивые поделки своими руками, то плетение из соломки для начинающих поможет осуществить мечту. Как часто хочется сделать что-то интересное, что может привлечь внимание и заинтересовать других! И многие мечтают изменить дизайн своего дома или квартиры, внести новую струю, «изюминку». Зачастую простые картины не всегда приносят столько удовольствия, как предметы домашнего быта, сделанные самостоятельно. Солома - это отличное решение проблем интерьера. Во-первых, работать с материалом полезно и приятно. Во-вторых, это возможность преобразить помещение и подходит для всех стилей!

Старый продукт

Солома - это доступный материал, который подходит для различных произведений. Историки считают, что рукоделие - первое занятие народного творчества. Что же делают из соломы? Корзинки, шляпки, шкатулки, коробочки, кухонную посуду, аппликации. Если в древние времена это было средство к существованию, составляющая дома, то сейчас для многих - хобби. Помимо него, многие мастерицы изготовляют изделия на заказ, которые стоят довольно дорого на современном рынке.

Перед работой материал нужно подготовить. Соломка ржи является основным материалом, потому что она самая высокая и жесткая. Стебель достигает размеров от 40 до 50 см.

Для создания аппликаций нужно использовать овсяную или ячменную соломку, потому что стебли короткие и не подходят для плетения. Но такой материал очень мягкий с красивым оттенком.

Профессионалы готовят ржаную солому во время восковой спелости зерна. Они предлагают срезать материал ножом около корня, а затем раскладывают под солнечные лучи для приобретения золотистого цвета.

Для того чтобы разобраться с основными этапами работы, нужно смотреть разные видео-уроки и читать обучающие книги. Они помогут запомнить движения, научат правильно выбирать инструменты и подготавливать материал.


Из соломы особенно красивыми получаются цветы. Это тот случай, когда цвет не имеет значения. Конечно, они не выглядят как настоящие, но становятся прекрасным украшением для любой квартиры.

Для работы понадобятся:

  • ржаная солома;
  • лента;
  • ткань любого цвета, нити;
  • проволока;
  • бумага и картон (возьмите тонкий);
  • клей ПВА (не карандаш);
  • нож и ножницы;
  • большая емкость;
  • для раствора - аммиак (10%, 1 ч.л.), гидроперит (9 таблеток) и вода (500 мл).

Начинаем мастер-класс с основного.

  1. Для начала сделаем раствор, смешав все ингредиенты.
  2. Налив раствор в емкость, положим туда соломку. Помните, что «готовиться» соломка должна около 6-ти часов. Помешивайте материал, чтобы отбелить соломку. После «мариновки» промываем соломку и начинаем работать.
  3. Возьмите 10 трубочек, разрежьте их. Совет - резать нужно вдоль волокон. Разверните руками материал.
  4. Утюгом проглаживаем полоски, делайте это с внутренней стороны. Такая процедура нужно для выпрямления.
  5. Наклеим полосочки на бумагу клеем. Прижимайте плотно, но не сильно, чтобы не деформировать соломку. Скалкой прокатываем пласт.
  6. После предыдущих шагов делаем из картона трафарет. Накладываем на пласт, рисуя с обратной стороны 12 листиков. Аккуратно вырежьте. Совет - используйте перчатки, чтобы не пораниться. И помните, что нож должен быть острым.
  7. Каждый листик клеем к ткани. Возьмите нитки, обмажьте клеем и приклейте к краям листочков. Оставьте поделку на некоторое время, чтобы подсох материал.
  8. Вырежьте произведение. Нарисуйте на картоне кружок (диаметр 1 см), тоже вырезаем и клеем 6 листиков.
  9. С обратной стороны клеим листики. Помните, что используя клей, оставляйте поделку подсыхать.
  10. Прокалываем серединки цветочков в двух местах, привязывем к проволоке.
  11. Лентой обмотайте проволоку. И вуаля - цветочек готов.
  12. Для букета повторите все шаги. Такое растение можно поставить в вазу, чтобы оно радовало глаз.

Такой результат:

Мир полотен

Винтовое плетение используют для окантовки поделок. Для работы нужно использовать влажные соломинки одного размера и толщины. На схеме показаны этапы работы:

Мастера считают, что в процессе работы могут возникнуть трудности с плетением. Поэтому нужно перевернуть плетево, продолжая работу наизнанку.

Существует много мк по созданию. Шнур нужно плести до необходимого размера. Такой вариант подходит для краев рамок, сумок, аксессуаров, шкатулок. Часто он встречается для петелек и пуговиц. Для поделок винтового плетения нужно использовать соломинки первого сорта, чтобы поделки были качественными и долговечными.

Помимо растений можно делать красивые шляпы.

Они станут дополнением к любому образу. По новинкам моды такой аксессуар становится все популярнее. Создавать поделку легко, но нужно использовать подробную схему, которые есть в интернете. Дополнить головной убор сможет лента или резинка. На все воля фантазии, поэтому мастерица сама решает, как улучшить произведение.

Осень – время, когда хочется в дом привнести чуть больше тепла и уюта. И помогают в этом даже такие мелочи, как подделки, сделанные своими руками. Одними из самых необычных, оригинальных и красивых получаются подделки из соломы. Солома – лёгкий и податливый материал, с которым интересно работать.

Что можно сделать из соломы?

Идей для поделок можно придумать много, начиная от простых букетов с добавлением осенних цветов и куколками из соломы, которые раньше всегда плели на праздник урожая на Руси, и заканчивая сложными картинами, какими-то животными, которых можно сделать вместе с детьми, декором цветочных горшков, зеркал и фоторамок и других поделок для дома.

Букеты из соломы своими руками

Очень эффектно будут смотреться букеты цветов, сделанные из этого природного материала. Для того, чтобы выполнить один такой цветок, вам понадобится ткань нравящегося вам цвета и неброские нитки, проволока, бумага или картон, клей, ножники, аммиак, гидроперит (несколько таблеток) и вода.

Как сделать?

Для начала следует составить раствор из воды, аммиака и гидроперита. В данной смеси стебельки соломы оставить на 6-8 часов, в зависимости от насыщенности вашего раствора. Затем тщательно промойте трубочки соломы и разрежьте их вдоль волокон. Аккуратно приклейте получившиеся ленты на бумагу, тщательно прижмите их, чтобы не было загнутых концов. Затем возьмите второй лист бумаги, желательно более плотный, и, предварительно прорисовав на нём трафарет, прижмите его к получившемуся слою соломенных стебельков.

С задней стороны вырежьте несколько аккуратных листиков и приклейте к ним лоскутки ткани. По краям отделайте листики ниточками, приклеив их на клей. После того, как получившееся изделие высохнет, вырежьте его. Затем сделайте ещё 6 листиков и заготовьте круг из картона. Листики приклейте к кругу с обеих сторон, затем проколите цветок в двух местах и соедините все элементы в одну композицию с помощью проволоки. Цветок можно украсить ленточками или бусинками. Для создания букета сделайте несколько таких цветков.

Вот мастер класс, как сделать цветок колокольчик из соломы :

Картины из соломы своими руками

Одна из самых популярных техник — изготовление одновременно плоских и визуально объемных картин из соломы. Ее несложно освоить и самим, достаточно разобраться, как это делается, хоть это и довольно трудоемкий процесс.

Как сделать?

Для создания аккуратной и красивой картины из соломы вам понадобятся, опять же, ножницы, плотные листы бумаги (либо картона), клей, кисти, карандаши и, безусловно, сама соломка. В первую очередь необходимо придумать, что вы будете изображать на своём «холсте». Далее легонько прорисуйте главные детали на бумаге или же возьмите за основу, к примеру, картинки из раскрасок, книг и журналов. Обратите внимание, что основы вашей картины мы рисуем не на той бумаге, что будет являться основой подделки, а на любой другой.

Затем приготовьте солому по тому способу, что упоминался выше: опустить в раствор аммиака, разрезать солому ножницами, выгладить утюгом. Приклеить солому на прорисованные детали, дать им высохнуть, затем аккуратно вырезать. После всего этого можете смело брать заготовленный вами для основы лист бумаги или картона. Приклеиваем получившиеся кусочки картины непосредственно на «холст», бережно прижимаем. Картина готова! Если хотите сделать её чуть ярче, раскрасьте её красками или лентами.

Соломенные куклы своими руками

Изготовление соломенных кукол – занятие, которым так любили заниматься наши предки. Для того, чтобы сделать одну из таких кукол или оберегов, понадобятся зубочистки, проволока, ножницы и ткань.

В данном случае ни выпрямлять, ни разглаживать солому не понадобиться. Её необходимо просто подравнять, чтобы все соломинки были одинаковой длины. Согните их пополам, чтобы концы оставались ровными. Определите, где будет кончаться голова у вашей куклы, и затем аккуратно обозначьте её с помощью проволоки. Далее сформируйте талию, опять же перевязав её проволокой. Если кукла ломается, вставьте в узел между «головой» и «телом» зубочистку наподобие позвоночника. Руки можно сделать как обычным плетением из соломы косички, так и с помощью зубочисток – в этом случае соломку следует обмотать вокруг стержня. С помощью проволоки прикрепите получившиеся ручки к кукле. Это будет последним штрихом – игрушка готова!

Соломенные домики своими руками

Миниатюрные домики, выполненные из соломы, смотрятся интересно и сказочно. И, что главное, выполнить такую подделку достаточно просто. Для её изготовления вам понадобятся плотная бумага (либо картон), клей, ножницы, карандаши, бусинки или ленточки для украшения и соломка. Сперва необходимо изготовить «каркас» домика, его стены. Для этого нужно взять листы картона или плотной бумаги и расчертить их таким образом, чтобы при склеивании они образовывали коробочку.

Обозначьте дверь и окна вашего домика, затем аккуратно вырежьте их. Получившиеся стены склеиваем в прямоугольную коробку. Затем можно приступать к следующей части работы – обклеивать домик соломой. Для этого измерьте длину его стенок, чтобы соломинки не получились длиннее или короче. После того, как бы обклеили стенки домика, нужно сделать крышу по такому же принципу, что и коробочку – из плотной бумаги или картона должен получиться треугольник. Далее крышу обклеиваем пучками соломы. Соединяем крышу со стенами – получился домик. Для того, чтобы сделать его красивее, можно использовать краски и кисточки, дополнительные украшения в виде перьев, что могли бы «выглядывать» из-под соломинок крыши. Проёмы двери и окон можно украсить тканью или тоненькими деревянными пластинками.

Поделки из соломы своими руками: фото галерея

Солома издревле использовалась не только для кормления скота, но и для изготовления различных поделок. Дело в том, что это достаточно дешевый, экологически чистый материал. Если вы не знаете, что можно сделать из соломы, данная статья поможет вам разобраться.

Какие изделия можно соорудить из соломы?

Существует масса вещей, которые можно сделать из представленного материала. Очень популярными, например, являются сумки и корзины из соломы. В жарких регионах страны производятся шляпки из данного материала. Дело в том, что они хорошо защищают от солнца и в них не жарко.

Если вы не знаете, что можно сделать из соломы, то обратите внимание на напольные коврики, настольные подставки для посуды, обувь, игрушки, поделки. Следует отметить, что из соломенных блоков можно даже построить дом. При этом он по качеству не будет уступать сооружению из кирпича.

Какие преимущества имеют поделки из соломы?

Что можно сделать вы уже знаете. Теперь следует разобраться с достоинствами данного материала. Среди них можно выделить такие:

Небольшая стоимость (солома - это отходы после переработки зерновых культур, поэтому они имеют невысокую цену);

Натуральность (данный материал является природным);

Прочность (несмотря на то, что элементы считаются хрупкими и быстро ломаются, в мокром состоянии они приобретают эластичность и их трудно порвать);

Красивый внешний вид (изделия из данного материала имеют очень привлекательный оттенок, кроме того, они могут иметь сложную форму, то есть вы сможете украсить любой интерьер);

Сочетание с любым стилевым решением;

Возможность окрашивания поделки.

Из этих небольших элементов можно соорудить все, что угодно. При этом вам нужен только правильно обработанный материал и терпение.

Как выбрать и подготовить материал для работы?

Если вы знаете, что можно сделать из соломы, осталось разобраться с тем, какой материал нужно подобрать и как его следует обработать. Во время сбора стебельков обратите внимание на их цвет, длину и эластичность. Для плетения следует использовать соломку таких злаков, как рожь. Можно применять и пшеничные стебельки, однако они отличаются большей толщиной и грубостью. Для производства небольших элементов используйте овсяный материал.

Перед работой материал следует хорошо высушить. В противном случае он начнет преть и гнить. Хранить солому можно в коробках и в пучках только после проветривания и высушивания. Также ее следует хорошенько вычистить от пыли.

Перед началом работы стебельки надо обработать. То есть следует залить солому теплой водой на полчаса (или несколько часов, если материал прошлогодний), накрыть полиэтиленовой пленкой или простой тканью и придавить каким-либо грузом. Данный процесс длится до тех пор, пока стебельки не станут мягкими и податливыми.

Если вы собираетесь делать какую-то художественную отделку картин, то может понадобиться отбеливание или окрашивание элементов. Сделать это совсем не сложно. Например, для осветления элементов используйте обычный отбеливатель для натуральной ткани. Для окраски можно применить способ прокаливания, а также анилиновые или естественные красители. Благодаря этому изделие получится очень красивым и ярким. Во время процедуры следует добавить в раствор соду для закрепления цвета.

В последнюю очередь производится проглаживание элементов утюгом вдоль волокон.

Что такое «пеллеты» и для чего они используются?

Следует знать, что можно сделать из соломы не только поделки или элементы декора. Данный материал быстро восстанавливается и при возгорании дает достаточно большое количество тепла. Значит, его можно применять для отопления помещений вместо древесины.

Кроме того, пеллеты из соломы применяют в качестве корма для крупного рогатого скота. Однако в качестве отопительного материала они по теплоотдаче и экономности намного превосходят опилки. Дело в том, что в составе гранул содержится достаточно много летучих веществ, которые обеспечивают длительное горение материала. Представленный материал не требует особых условий хранения. Дело в том, что он очень устойчив к влаге, гниению. Единственным недостатком считается высокая зольность пеллетов. Однако отходы являются экологически безопасными.

Особенности плетения из соломы

Для того чтобы работать с материалом, следует обязательно подготовить место. Желательно, чтобы поверхность была сухой и твердой. Для того чтобы она не повредилась, следует обязательно застелить на нее клеенку. Также вам могут понадобиться такие инструменты и материалы:

Ножницы или короткий нож;

Клей ПВА;

Краска, лак и кисточка.

Если вы будете делать плоскую картину, а не объемное изделие, то вам необходимо приготовить для нее основу, в качестве которой подойдет плотный картон. Во время работы максимально соблюдайте технику безопасности. Перед началом действий нужно обязательно продумать то изделие, которое вы хотите соорудить, выбрать способ его изготовления, а также нарисовать эскиз на бумаге.

Какими способами можно плести изделия из соломы?

Существует несколько методов соединения элементов: прямой, спиральный, плоский и объемный. Для применения первого способа требуется Соломинки при этом могут быть сплющенными. Изделия, которые получаются в результате, используются в качестве ковриков, панно или отдельных элементов для более сложных поделок.

При спиральном плетении пучок соломинок туго обматывается бечевкой. Далее их нужно укладывать плотными витками. Если изделие будет большим, то и жгут должен быть толстым.

Последние два способа плетения являются достаточно простыми. Для работы понадобятся отдельные соломинки. При этом их нужно хорошенько сплющить. Для этого просто несколько раз проведите по ним тупым концом ножа. Плетение из соломы - это не только отличный способ украсить свой дом. Благодаря процессу вы можете проявить свою фантазию, расслабиться и получить моральное удовлетворение.

Строительство соломенных домов

Надо сказать, что из представленного материала можно сделать не только какие-либо поделки или предметы для хозяйства. В некоторых странах из него строят дома. При этом жилье имеет достаточно много достоинств: хорошая звуковая и тепловая изоляция, невысокая стоимость возведения стен, экологическая чистота, хорошая вентиляция сооружения. А еще строительство производится достаточно быстро.

Материал для возведения конструкции должен быть абсолютно сухой, чтобы со временем он не начал загнивать. Для работы используются деревянные балки (в качестве каркаса дома, а также для стропильной системы тюки, бетонный раствор (для изготовления фундамента), рубероид (для изоляции соломы от основания). Также надо будет применять другие материалы для последующей отделки сооружения. Крепятся тюки между собой при помощи согнутой арматуры, которая устанавливается в каждом углу.

В первую очередь выстраивается каркас дома. Для этого балки монтируются по углам ранее размеченного участка, а также в тех местах, где будут устанавливаться двери и окна. Теперь можно переходить к укладке тюков. Ровность монтажа нужно постоянно проверять уровнем и нивелиром.

Для того чтобы углы сооружения были ровным, изготовьте специальные скобы из дерева. Перед тем как сделать дом из соломы, постарайтесь подобрать тюки подходящего размера. Насильно «впихивать» их в оставшиеся промежутки нельзя. Поэтому элементы должны иметь разную длину.

Особенности сооружения бычка и лошади из представленного материала

Представленный материал может быть использован для изготовления чучел животных. Например, часто дети интересуются тем, как сделать лошадь из соломы. Для работы вам понадобится три основных пучка материала: из первого делаем голову шею и передние ноги (разделяем его на две части книзу), из второго - хвост и туловище, а из третьего будут сооружены задние ноги. Связываются эти элементы бечевкой. Для гривы понадобится дополнительная солома.

Итак, сначала следует перевязать первый пучок с одного края, потом его обязательно выворачивают. Далее бечевка разделяет голову и шею будущего коня. Здесь надо соблюдать пропорции. . Потом небольшая часть соломы отгибается в сторону под прямым углом к голове (к ней будет крепиться туловище). Из оставшегося материала делают передние ноги. Остальную часть лошади конструируют примерно так же. В последнюю очередь крепиться грива, уши и хвост.

Если вы не знаете, как сделать бычка из соломы, то принцип сооружения является таким же, как и у лошади. Только дополнительно надо будет скручивать рога.

Какие поделки можно соорудить из соломы?

В принципе, работать с данным материалом может даже дошкольник. Сделать самое простое изделие не слишком сложно. Например, перед тем как сделать из соломы поделку для елки, постарайтесь научиться конструировать различные типы геометрических фигур. Например, для сооружения квадрата нужно связывать соломинки под прямым углом. Потом плоскими элементами обматывается подготовленный каркас. Рисунок зависит от вашей фантазии.

Для более сложных фигур нужно будет делать крестовину, которая впоследствии оплетается соломенной лентой. Кроме того, из таких материалов можно соорудить красивые косички разной величины и формы, которые украсят любую вещь или панно.

Особенности изготовления куклы

Такую игрушку сконструировать достаточно просто, поэтому с ней справится даже ребенок. Для работы нужна солома, ножницы, цветные нити (иногда проволока), кисточка и краски (для декорирования). Сначала солому нужно собрать в пучок, согнуть пополам и перевязать ближе к краю. Это будет голова куклы. Обязательно учитывайте пропорции поделки. Далее по бокам отделите по небольшому пучку материала. Их концы следует обрезать и перевязать. Теперь у вас готовы руки.

Чуть ниже следует обмотать веревкой основной пучок (талия), а оставшуюся солому аккуратно расправить (это будет юбка куклы). Далее приступаем к декорированию изделия. Лицо раскрашивают обычными красками, что касается одежды, то ее можно изготовить из небольших лоскутков ткани. Теперь вы знаете, из соломы. Удачи!

Детей

«Дом детского творчества»

История

народные традиции

соломенных изделий

Куеда 2008

Составитель: , педагог дополнительного образования I квалификационной категории объединения «Золотая соломка»

Редактор: , заместитель директора по методической работе

Подписано в печать 01.09.2008 г. Бумага ксероксная Формат А – 4

Печать на ксероксе тираж 10 экз.

____________________________________________________________________

МОУ ДОД «Дом детского творчества»

Предисловие 5

Живое искусство народа 6

Венки из колосьев 7

Традиции ритуальных действий с соломой.8

Куклы, животные и птицы из соломы 9

Подвесные конструкции из соломы 13

Соломенные украшения 15

Плетеная соломенная шляпа 16

Список используемой литературы 18

Предисловие

В крестьянских семьях приемы традиционного ремесла из соломы передавались из рук в руки, от старших – к детям в процессе непосредственного наблюдения и показа. Вместе с тем солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли хлебных растений особой духовной сущностью, верили. Что в них заключен дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия, считалось, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать воздействие на благополучное течение крестьянской жизни.

В данном пособии собран и обобщен материал об истории создания изделий из соломы и связанных с ними традициями. Вы узнаете о традиции изготовления обрядовых изделий из соломы и использовании их в аграрных ритуалах и праздниках, об обычае украшать головы девушек – жниц дожиночными венками , что такое «паук», где использовались соломенные куклы, козлики, кони и птицы, а также об истории соломенной шляпы.

Данный материал может быть использован педагогами дополнительного образования на занятиях по декоративно-прикладному творчеству, изобразительного искусства и фольклора.

В настоящее время, в условиях современной цивилизации, цепь традиций и обычаев оборвалась. Сохранить и восстановить недостающее звено в этой цепи поможет этот материал.

Живое искусство народа

Использование соломы злаковых растений для различных предметов обихода относится к тому периоду истории человеческого общества, когда было освоено земледелие. Только с культивированием злаков пшеницы, ячменя, ржи образовался источник сырья – солома, которая нашла многообразное применение в жизни земледельца. Этот материал не требовал от крестьянина каких-либо дополнительных затрат на заготовку или приобретение. После уборки урожая и обмолота зерна солома была в достатке. Кулями обмолоченной соломы крыли крыши. Солома шла на корм и подстилку скоту, а в неурожайные годы ее подмешивали в хлеб. Она обувала и одевала крестьянина, утепляла его дом и была ему постелью. Из нее человек научился изготавливать шляпы, половики, корзины и другую хозяйственную утварь.

Вместе с тем солома представляла для крестьянина не только материальную ценность. Все земледельческие народы наделяли стебли хлебных растений особой духовной сущностью, верили. Что в них заключен дух божества хлеба, хлебного поля, сила его плодородия, считалось, что колосья и солома, сжатые при соблюдении особых ритуалов, способны оказывать воздействие на благополучное течение крестьянской жизни.

Солома всегда была незаменимым пластическим материалом для создания различных обрядовых атрибутов и украшений. В которых ярко проявились фантазия и мастерство крестьян. Представить, каким были эти соломенные обрядовые изделия, как формировалось, развивалось ремесло и искусство соломоплетения, помогают нам описания аграрных обрядов, которые сделали в XIX - начале XX века ученые-этнографы.

Наиболее богата многообразными примерами народного творчества жатвенная обрядность. Повсеместно существовали обычаи украшать первый «зажиночный» и последний «дожиночный» сноп, убранный с поля, сплетать из хлебных колосьев венки, оставлять на ниве заплетенными последние колоски. Когда-то этим действиям придавали магический смысл. С течением времени обрядовые атрибуты жатвы приобрели символическое значение, стали украшениями, которые выполняли по традиции.

Венки из колосьев

Венками из колосьев украшали головы девушек - жниц, их дарили хозяину поля в знак пожелания благополучия. Наряду с круглыми венками, которые возлагают на голову, известны и более поздние по происхождению декоративные жатвенные венки, имеющие сложные формы. Венгры и поляки, например, искусно плели венки в форме колокола или короны, а также изготавливали большие, сложно украшенные «венки урожая», которыми отмечали завершение жатвы. Такие венки сохраняли в доме или приносили в церковь.

Обычай оставлять в поле в залог будущего урожая несжатыми последние колоски у многих европейских народов также имело свое декоративное выражение. Зачастую колоски сложно сплетали между собой. Украшали лентами и цветами. Славяне называли этот пучок колосьев «бородой» или «божьей бородой» и заплетали его по принципу венка в виде согнутого пополам квадрата, от сторон которого отходят колоски.

Форма этого жатвенного атрибута и приемы его плетения дошли до нас из древности. Он распространен на востоке – прародине земледелия, где имеет название «арабская клетка», «египетский символ плодородия», его изображение было найдено при раскопках древнего царства Урарту. В Европе такие жатвенные украшения назывались «жито», «житняя книжица», «амулет» или просто «плетенка». Они подвешивались в доме на стене, под потолком, где висели до следующей жатвы, пока не заменялись новыми.

Представления крестьян о том, что в последнем снопе присутствует дух хлеба, который может олицетворяться в образе человека, нашли свое воплощение в соломенных чучелах. Многообразные приемы изготовления жатвенных чучел зафиксированы этнографами на территории Германии. Крестьяне вязали чучело «матери хлеба» или «старухи» из трех – четырех снопов или делали двойное чучело, внутрь которого помещали маленькую куколку из колосков.

Традиции ритуальных действий с соломой.

Традицией ритуальных действий с соломой и изготовления из нее обрядовых изделий пронизаны многие аграрные ритуалы и праздники. Когда-то наши предки, стремясь умилостивить богов, от которых, по их представлениям, зависел урожай, приносили на своих полях человеческие жертвы. На более высокой стадии общественного развития человеческие жертвоприношения были заменены символами в виде антропоморфных изображений. Материалом для их изготовления преимущественно стала служить солома. Пучки и жгуты связывали, сплетали, придавали им очертания человеческой фигуры.

Этнографы, описавшие народные обряды с соломенными чучелами, отмечали, что зачастую они были мастерски свиты, сплетены и украшены. Этим народным творениям был отпущен недолгий век: рождаясь с началом обряда или праздника, они умирали с его завершением. Соломенные изображения Масленицы, Ивана Купалы, Ярилы, Костробуньки, Марены горели в огне ритуальных костров. Тонули в воде. Их разрывали и солому разбрасывали по полям. Их «смерть» символизировала будущее воскрешение в зерне нового урожая.

Нужно вспомнить еще об одном народном обычае – ряжении в солому. У восточных славян оно приходилось на период зимне-весенних праздников – Рождество, Масленицу, Пасху. У других европейских народов оно было непременным элементом народных карнавалов. Поляки и словаки покрывали ряженых соломой с ног до головы. Оборачивали их снопами, снопами, обкручивали соломенными косами и называли их «соломенник», «соломенный дед». Обязательной деталью костюма ряженных была конусообразная шапка из соломы. Особенно интересны шапки польских ряженых – «драбы», замысловато сплетенные, украшенные колосками.

Солома, взращенная руками человека в труде, заботе о хлебе, не могла не радовать человека красотой, согревать своим теплом. Красота ее золотистого цвета, светоносность и блеск – сродни солнечному свету и цвету драгоценных металлов . Соломка – настоящее крестьянское золото, которым природа щедро одарила земледельца. Без высокой эстетической оценки соломы как декоративного материала невозможно бы было рождение искусства соломоплетения. Именно художественные качества этого материала любовно и умело выявлены в лучших произведениях народного соломоплетения.

Куклы, животные и птицы из соломы

Соломенные куклы у многих славянских народов дарили молодым в день свадьбы. У белорусов, например, в Гродненской губернии в начале XIX века для свадебного обряда делали две соломенные фигуры – мужскую женскую. Их ставили у ворот, загораживая дорогу молодому, который приходил в дом невесты. Сама солома, из которой они были сделаны, воплощала собой плодородие земли, а, следовательно, соломенные куклы должны были способствовать рождению детей в новой семье. Существовал обычай украшать «свадебный поезд» жениха и невесты, направляющийся в церковь для венчания , соломенными куклами, которые считались оберегами от сглаза.

У русских в Московской, Калужской, Владимирской губерниях соломенных кукол делали чаще всего на Масленицу, что также было связано с прославлением брака. Так, например, в Калужском крае еще в 30-е годы XX века делали деревенское чучело из соломы для всей деревни и соломенных кукол в тех домах, где были молодожены и куда на праздник должны были приехать молодые пары.

Домашние куклы олицетворяли собой счастье, жизнь, в отличие от деревенского чучела Масленицы – воплощения уходящей зимы. Их помещали на самом видном месте: у окна, около дома, на крыльце, крыше сарая, поднимали на шестах, колышках, чтобы их лучше было видно с улицы. Во время масленичных гуляний такие соломенные куклы брали с собой на игрища в хаты, носили по домам, когда собирали блины. Куклы были женского и мужского облика, с подчеркнутыми признаками пола, так как они изображали «молодую» и «молодого» - женское и мужское начало. Их наряжали в платки, фартуки, головные уборы из соломы. С началом Великого поста масленичные домашние куклы сжигали в печи или разбирали, а солому отдавали скоту. Но зачастую эти куклы становились детскими игрушками.

Куклы – игрушки из соломы делали для детей и специально. Исследователь русской крестьянской игрушки Н. Церетели подчеркивал, что в России в конце XIX - начале XX века соломенную куклу делали везде, где выращивали хлеб. Взрослые делали их для своих детей как обереги. Такие куклы не имели лица, и, следовательно, они считались предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых сил, а значит, безвредным для ребенка. Вместе с тем основное назначение соломенной куклы – игра, развлечение, забава не только для детей, но и для взрослых. Куклы выполняли роль забавной потешки. «Соломенная потеха» плясала, прыгала и вертелась, когда трясли ее на подносе, качали на шатких половицах пола или ставили на стол и мелко, дробно стучали кулаком по его крышке. Веселое, шумное было зрелище – и «деткам и взрослым утеха была».

Русские соломенные куклы называют «стригушками» потому, что пучок соломы, из которого их связывают, по низу ровно постригают. Соломенные куклы – «стригушки» столетней давности можно увидеть в Русском музее в Санкт – Петербурге, в Государственном музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой. В музеях Финляндии и Эстонии также сохраняются образцы крестьянских соломенных кукол.

Соломенные куклы лаконичны и условны в передаче женского и мужского облика. Их выразительность – в конструктивности пластики, рожденной простым и рациональным способом выполнения фигурки. Чаще всего куклы сделаны из одного или двух пучков соломы. Происхождение приемов скручивания, перегибания пучка соломы коренится в трудовых навыках по уборке урожая. Так жницы скручивали перевясло из пучка соломин, которым обвязывали сноп колосьев. Русское народное название процесса изготовления кукол – «вязать кукол», «навяжут кукол» - также ассоциируется с вязанием снопов. Не случайно известная пензенская мастерица Екатерина Медянцева, в творчестве которой неожиданно воскрес едва ли не самый архаический прием изготовления соломенных кукол, говорила так: «Сноп полевой – он же раскидистый, стоит подпоясанный, как человек, он мне первые мысли и дал, как куклу сделать».

На протяжении веков соломенная кукла была связана только с крестьянской культурой. Ее изготовление ограничивалось рамками деревни и в отличие от производства деревянных и глиняных игрушек не приобрело промыслового характера. Соломенная кукла осталась первозданно – архаичной и донесла до нас простейшие, но выразительные пластические приемы создания в этом материале образа человека.

Изображение из соломы животных и птиц также связано с народными обрядами и обычаями. Во время колядования участники обязательно брали с собой соломенного козлика или маску козы. Следуя поверью, козел - символ жизненной силы, плодородия и плодовитости, которые как бы усиливаются символическим значением материала – соломки, из которой изготавливается фигурка. Соломенный козлик – фигурка, которая традиционно выполняется как украшение рождественского стола или свадебного каравая.

У древних славян конь почитался как символ солнца – божества, дарящего жизнь и процветание всему живому на земле. Поэтому изображение коня имело магическое значение, служило оберегом человека и его жилища. Еще в дохристианские времена были широко распространены украшения в виде подвесок с изображением коня. Подвески служили амулетами. Дом же славянина со всеми его домочадцами тоже охранял конь – посланец солнца. Так, многие века на Руси резным изображением коня стали называть охлупень – бревно с желобом, защищающее гребень крыши от дождя. Эта традиция осталась живучей и в наши дни деталь крыши по-прежнему называют коньком. Конь – неотъемлемая часть крестьянского быта. Люди, живущие на селе, часто рисовали лошадей на прялках, наличниках окон, вышивали на рушниках, пекли пряники в форме коней. Игрушки с изображением коня мастера изготавливали в различных материалах, в том числе и из соломы. Стремительный бег коня в народном представлении связывался с движением солнца и полетом ветра. Может быть поэтому мастера, изображавшие коня из соломы, пышным веером распускали гриву, уподобляя ее солнечным лучам.

Новый год" href="/text/category/novij_god/" rel="bookmark">новом году . В этих подвесках имеет значение и форма, и материал. Солома, из которой они традиционно выполняются, в народных обрядах и представлениях всегда связывалась с плодородием и символизировала его.

У разных народов соломенные подвески называют по-разному. Литовцы называют их «содас», что означает сад, латыши - «пузур», финны и эстонцы «химмели» (корона), в Германии распространены названия «хандекрона», «летающая корона» и такое понятие, как «беспокойство». Чехи называют их «мушиный рай» или «мушиный танец». У удмуртов, которым также известно такое соломенное украшение, оно носит название «кадило».

У белорусов, поляков наиболее часто встречается название «паук». Ажур соломенной конструкции напоминает настоящую паутину, сотканную пауком. Однако название «паук» не только ассоциативно, оно имеет более глубокое по своему смыслу значение. Живым прототипом, прообразом для соломенных подвесок мог служить именно паук, который у многих народов является героем космогонических мифов, повествующих о создании мира, а его творение – паутина – представляется образом космической ткани, первовеществом Вселенной. В фольклоре многих народов мира паутина также выступает в роли путеводной спасательной нити, соединяющей небо и землю.

Собранные из нескольких десятков или даже сотен соломенных трубочек в сложную пространственную композицию, такие конструкции подвешивались на нитке в самом почетном – красном углу дома, над столом. Почти невесомые, они находились в постоянном движении. В этих красивых соломенных подвесках остроумно использовано такое особенное качество соломки, как легкость. Поэтому они поворачиваются, вращаются в одном направлении, потом вдруг на какой-то миг замирают – и плавно начинают поворачиваться в другую сторону. Беспрестанно вращаясь под потолком, они каждое мгновение рождают для глаз новый графический рисунок.

Самая простая в изготовлении соломенная подвеска – шарообразный «паук». Круглый по форме, с отходящими от центра лучами-соломинками, он напоминает солнышко. Концы соломин закреплены в основании и свободно расходятся, создавая шарообразную поверхность. Это древний прием создания символического изображения солнца при помощи простых подручных средств.

Наиболее распространены «пауки» пирамидальной формы. Ученые пришли к выводу, что пирамида – это идеальный, энергетически завершенный объем, который транслирует человеку космическую энергию и конденсирует его энергетическое поле. Это своего рода антенна между человеком и землей, человеком и космосом. В наш век увлечения вновь открытыми древними знаниями об энергетической природе всего сущего такое объяснение кажется правдоподобным. Каждый может проверить свои ощущения от парения над головой соломенного «паука». Многие говорят, что под сенью соломенной пирамиды появляется чувство физического облегчения и спокойствия.

Создание «паука» в виде пирамиды, ромба сродни процессу конструирования. Сначала из соломенных трубочек собираются отдельные элементы – модули, которые затем, согласно замыслу, соединяются в определенном порядке.

Белорусы изготавливают «паука» в виде звезды, которая символизирует собой ту чудесную звезду, которая взошла на небе при рождении Христа и привела в Вифлеем восточных волхвов поклониться божественному младенцу.

Соломенные украшения

Несмотря на свое простое крестьянское происхождение, соломка благодаря своему золотистому цвету и блеску – материал благородный и драгоценный. Эти ее качеству всегда высоко ценились. Не случайно из соломы выплетали кольца и бусы. Например, русские крестьянки в праздничные дни наряду с разноцветными стеклянными бусами носили нитки соломенных бус, и смотрелись они, как настоящие золотые ожерелья. Пальцы украшали соломенными кольцами, «где умелая рука строила в узле довольно красивую «повязь», как отметил этнограф прошлого века. Хотя такие украшения часто не переживали и суток, в народе не забывали приемов плетения, передавали из поколение в поколение. Не случайно до сих пор в деревнях немолодые уже женщины с удовольствием рассказывают про это детское развлечение и без труда вспоминают, как заплести соломину в сложный узел кольца или как из соломенной ленты сложить невесомую бусину.

Плетеная соломенная шляпа

Плетеная соломенная шляпа легкая. Хорошо защищает от солнца, не намокает во время дождя. При всей своей простоте соломенная шляпа всегда являлась красивой деталью крестьянского костюма. Золотистые. С глянцевым отливом, рельефной фактурой и узорчатым рисунком переплетения, соломенные шляпы, хорошо сочетаясь с плетеным цветным поясом, вышитой рубахой, служили украшением традиционного мужского костюма. Разнообразие форм соломенных шляп свидетельствует о том, что этой части костюма уделялось большое внимание. Шляпы из соломы делали в форме «канотье» - с низкой тульей, с небольшими полями, широкополыми с высоким цилиндрическим, конусообразным или фигурным верхом. Белорусы-полешуки выплетали из соломы шляпы, по фасону очень похожие на высокие дворянские цилиндры, что были в моде в первую четверть XIX века. Праздничные капелюши были украшены плетеной тесьмой или матерчатыми лентами, которые эффектно выделялись на фоне соломки. С распространением в деревне моды на городской костюм и картуз с лаковым козырьком крестьяне стали выплетать из соломы шапки с козырьком характерной для картуза формы.

Первое письменное упоминание о соломенной шляпе относится к концу X века. Известно, что в это время большие соломенные шляпы были частью экипировки саксонских воинов. В XV-XVI веках соломенная шляпа была уже широко распространена в Европе. Этот головной убор носили как простолюдины, так и знать. В Швеции в начале XVI века соломенные шляпы назывались «шинхут», что значит «шляпа от солнца». Первоначально такие шляпы носили мужчины, позднее под тем же названием соломенная шляпа стала использоваться и женщинами. Широкое распространение в женском костюме соломенные шляпы получили на юге Европы – в Италии, Франции. В XVI – XVII веках соломенная шляпа становится одним из самых популярных головных уборов. В это время в Европе возникают ремесленные цеха ремесленников. В XVIII – XIX веках наибольшую популярность приобрело швейцарское кустарное производство соломенных шляп. Продукция его ведущих центров отличалась высоким качеством и всегда следовала направлениям моды.

И крестьянские и городские шляпы из соломки выполнены одинаково – сшиты из плетеной соломенной ленты. Лента – плетенка укладывается в по спирали и сшивается. Крестьянские капелюши и брыли сплетены из целых соломин, а более деликатные и изящные городские шляпки – из расщепленных в тонкие полоски.

В Россию, умение делать соломенные шляпы, было занесено немцами, колонистами, водворившимися по берегам р. Волги еще во времена царствования императрицы Екатерины II. Производством соломенных плетенок и шляп занимались во многих колониях Николаевского уезда Самарской губернии.

В больших семьях некоторые члены плели круглый год; в других же – менее численных семьях, занятию этому уделяли лишь свободное время от других работ по хлебопашеству и домашнему хозяйству.

Изготовление шляп в деревнях носило характер домашнего производства и для любого крестьянина сделать «капелюш» не представляло сложности.

Во второй половине XIX века в некоторых местах Белоруссии, России, Украины крестьянское производство соломенных шляп приобрело промысловые формы и стало в основном ориентироваться на городского потребителя. О внушительном размахе промысла говорит тот факт, что только за один год в Петербург было продано 16 тысяч шляп и полтора миллиона аршин плетеных заготовок.

Список используемой литературы:

Давыдова С. Очерк промысла соломоплетения в России. Кустарная промышленность России
. Женские промыслы в очерках. СПб., 1913.

Дайн Г. Русская народная игрушка. М., 1981.

Лобачевская О. Плетение из соломки. Москва. «Культура и традиции» 2000.

Федотов Г. Сухие травы. Москва. «АСТ – пресс книга». 1997.