Мода и стиль - Женские заметки

Мода и стиль - Женские заметки

» » Проект в подготовительной группе «Весна. Педагогический проект в детском саду в средней группе с презентацией на тему: Весна Проект весна в лесу подготовительная группа

Проект в подготовительной группе «Весна. Педагогический проект в детском саду в средней группе с презентацией на тему: Весна Проект весна в лесу подготовительная группа

Участники проекта: дети старшейразновозрастной группы, родители воспитанников, воспитатели группы, специалисты ДОУ.

Идея проекта: выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.

Структура проекта: проект разбивается на две темы «Изменения в природе» и «Человек весной».

Длительность проекта: краткосрочный - 1 неделя.

Итоговый продукт проекта: «Чудо – дерево весны» - дерево,как арт - объект, украшенный продуктами детской деятельности, полученными в ходе реализации проекта (мини-эссе о весне, рисунки о весенних цветах, поделки и т. д.).

Итоговое мероприятие: презентация «Чудо-дерево весны». Формулирование проблемы проекта. Проект можно начать с обычной беседы о приближении весны и ненавязчиво сформулировать проблему, связанную непосредственно с конечным продуктом проекта «Чудо - деревом весны».

Воспитатель: А что можно придумать такое, чтобы весна поскорее наступила? Чтобы распустились листья на деревьях, выросли цветы, стало тепло и радостно.

Я предлагаю создать «Чудо-дерево весны», не простое дерево, а необычное и интересное. А вот как его создать, нужно хорошо подумать. Давайте поразмышляем, что мы можем увидеть на дереве весной?

Ответы детей: птицы, вернувшиеся из теплых стран, скворечник, птичьи гнезда, набухшие почки, маленькие зеленые листочки и т. д.

А что необычного и интересного может появиться на чудо - дереве весны? (рисунки о весне, наши поделки, наши маленькие рассказы, фотографии о весенних событиях и т. д.)

Все предложения воспитателя и детей можно зарисовать в виде предполагаемой модели «Чудо - дерева» и, таким же образом, данный рисунок будет своеобразным планом всей деятельности процесса.

Виды деятельности в проекте «Весна идёт».

Образовательная область «Познание»

Конструирование из бумаги «Скворцы прилетели»;

Изготовление из природного материала поделок «Птичьи гнёзда».

ФЭМП:

Составление геометрической картины «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.) ;

Составление математического букета «Подснежники» (на стеблях написаны выражения, на цветах – цифры) ;

Дидактические игры: «Сколько рисунков лишних» (весенние явления природы, разрезные картинки, пазлы с весенней тематикой и т. п.).

Наблюдения за неживой природой, растительным и животным миром (ярко светит солнце, сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы, весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье – птицы радуются весне, возвращаются перелётные птицы, выходят из спячки дикие животные, появляются насекомые и т. п.).

Беседы: «Что мы увидели в весеннем лесу?», «Самые красивые», «Поговорим о деревьях», «Человек весной».

Беседы о весенней природе с помощью наводящих вопросов:

Каким бывает снег весной?

Как называется явление весной, когда тает большое количество льда и снега?

Как вы думаете, куда потом девается вода?

Как изменилась жизнь животных?

Какие птицы возвращаются к нам весной?

Что они будут делать? и т. д.

Просмотр видео и фото-сюжетов о весне;

Дидактические игры «Когда это бывает», «Тайна времени» (последовательность весенних месяцев, времён года) ;

Совместное с родителями составление мини-эссе «Почему я люблю весну», «Почему возвращаются птицы», «Почему тает снег» и т. д.

Опытно – исследовательская деятельность: «Таяние снега».

Образовательная область «Коммуникация»

- фантазии, рассказы, сказки и мини-эссе на темы:

«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п.

Речевые игры:

«Подбери слово» (к прилагательному существительные: весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон и т. п.,

«Где спрятался звук? » (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С»: ве-с-на , с-нег , с-олнце , с-кворец , ле-с ) ;

«Чей хвост? » (образование однокоренных слов: у медведя – медвежий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у собаки – собачий, у кошки – кошачий, у коня – конский и т. д.)

«Один и много» (Ручей – ручьи, дождь – дожди, солнце – солнце, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, проталина – проталины, лист – листья, капель – капель, насекомое – насекомые, дерево – деревья и т. д.).

Речевые логические задачи: «Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек? »;

Интервью (формирование навыков диалогической речи) на тему «Весна идет». Примерные вопросы:

Почему весной все хорошо растет?

С чем можно сравнить весну?

Какими словами можно сказать о весне?

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

Заучивание стихов:Я. Аким. «Апрель»,Б. Заходер «Долго шла весна тайком».С. Городецкий «Весенняя песенка» и т. п.

Чтение и обсуждение: Ф. Тютчев «Зима недаром злится… », Г Скребницкий «весна»,Н. Сладков «Весенние радости: Апрель», В. Сухомлинский «Весенний ветер», песенки, заклички , небылицы, загадки о весне, приметы весны.

Образовательная область «Художественное творчество»

Рисование:

Рассматривание картин: В. Бакшеев «Голубая весна», С. Герасимов «Последний снег», «Лед прошел», А. Саврасов «Грачи прилетели» и др.

Предметное рисование: « Весенние облака», «Приметы весны».

Лепка:

Композиция « Дерево» с использованием пластического способа лепки и дополнительных материалов (зернышки, бусинки, ветки деревьев и т. п.) на диске.

Аппликация:

Создание предметной композиции « Весенний хоровод», «Мое любимое дерево».

Конструирование из бумаги: «Скворцы», из природного материала «Птичьи гнезда».

Образовательная область «Труд»

Организация в центре природы проращивания семян гороха, бобов, цветов для последующего высаживания рассады в открытый грунт, рассаживание цветочной рассады.

Образовательная область «Социализация»

Дидактические игры: «Бывает – не бывает», « Это верно или нет», «Угадай дерево по листу», « Кто как кричит», «Парочки», «Найди дерево по семенам», «Летает – не летает»; «Узнай цветок по описанию», «Сосчитай», «Кто где живет».

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную поляну», «Весенний бал» и др.

Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка», игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п.

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»,

Подвижные игры: с мячом «Когда это бывает? », с бегом «Охотники и звери», «Перелет птиц» и т. п. ;

Ритмические физминутки «Звери на зарядке», «Весенний ветер» и т. п.

Релаксация: «Обними дерево».

Игра имитация «Деревья в разную погоду».

Образовательные области «Здоровье и безопасность»

Беседы, обсуждения: «Какие опасности таятся на улице весной? » (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей? ».

Образовательная область «Познание»

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность) :

Составление предметов демисезонной одежды и обуви из геометрических фигур и разрезных деталей;

Упражнение «Посчитай»: воспитатель показывает картинки, а дети считают:

Одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок

Одна куртка, две куртки, три куртки, четыре куртки, пять курток

Один шарф, два шарфа и т. п.

Дидактические игры:

- «Разложи по возрастанию или убыванию» (от широкого шарфа до самого узкого, от короткого пальто до самого длинного и т. д.)

- «Разложи по группам и сосчитай» (составление множеств по признаку. Например:весенние коллекции обуви, одежды, головных уборов).

Формирование целостной картины мира:

Моделирование куртки из деталей (капюшон, рукав, манжет, воротник, карман, молния, петля) ;

Игры на классификацию: одежда, обувь, головные уборы; детские и взрослые; зимние, летние и демисезонные; ситцевые, шелковые, шерстяные, кожаные, фетровые, меховые и т. д. ;

Игра «Живая – неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе) : объекты живой природы отмечаем зеленым кружком, неживой – синим;

Логические цепочки – детям предлагается установить взаимосвязи:

Зима – мало солнечных дней – короткий день – длинная ночь – как чувствует себя человек? (хочет спать, хочется тепла и т. д.)

Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение



Выполнил:
Галкина Юлия Александровна,воспитатель
Тольятти - 2013
Введение
Актуальность темы
В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Ребёнок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимости. Стремление ребёнка к знаниям, его многочисленные «зачем?», «как?», «почему?» И.П. Павлов назвал рефлексом «что такое?». Потребность детей к знаниям выделена и изучена рядом исследователей: Л.И. Божович, М.П.Денисова, М.И.Лисина, Н.Л.Фигурин, Н.Л.Щелованов.Л.И. Божович отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей и инициативной преобразующей активности ребёнка. Модельобразовательного процесса в старшей группе по теме «Весна» помогает расширить и систематизировать представления детей старшей группы об изменениях в живой и неживой природе весной.
2. На современном этапе социальной действительности, экологическое воспитание детей имеет важное значение для всего общества. В связи с непрерывными экологическими проблемами непрерывное экологическое воспитание – это необходимость. В дошкольном возрасте представления о родной природе, бережное отношение к птице, ручейку, весеннему ростку заложит основу экологической культуры в человеческой личности. Чтобы оберегать и любить по-настоящему природу, её надо знать. Незнание природы часто служит причиной равнодушия, а порой и жестокости по отношению ко всему живому. Иногда ребёнок может сломать ветку, ударить палкой лягушку, растоптать жука, разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Одна из основных задач государственной политики в области охраны окружающей среды состоит в экологическом воспитании населения. Концепция непрерывного экологического воспитания и образования предусматривает разработку содержания экологического образования на всех уровнях, из которых важное место занимают дошкольная ступень.
Известно, что одним из основополагающих принципов в формировании экологической культуры детей, является краеведческий принцип. Ознакомление детей с родным краем, его природой, стимулирует развитие гражданских чувств, патриотизма, любви к Родине, - что и составляет основу формирования духовности и нравственности.
На современном этапе социальной действительности, экологическое воспитание детей имеет важное значение для всего общества. В связи с непрерывными экологическими проблемами непрерывное экологическое воспитание – это необходимость. В дошкольном возрасте представления о родной природе, бережное отношение к птице, ручейку, весеннему ростку заложит основу экологической культуры в человеческой личности.
Однако, тема «Весна» включена в календарно – тематическое планирование, однако методическое обеспечение в условиях введения ФГТ недостаточно разработано; наблюдается недостаточный уровень профессиональной компетентности воспитателя по педагогическому проектированию образовательного процесса по теме «Весна», а также недостаточная сформированность у детей умения устанавливать причинно- следственные связи между живой и неживой природой весной
Таким образом, указанное противоречие- недостаточная теоретическая, методическая, практическая разработанность данной проблемы послужили основанием для её комплексного изучения и определения темы «Модель образовательного процесса в старшей группе по теме «Весна» в условиях введения ФГТ».
Профессиональная проблема.
Как организовать образовательный процесс с детьми старшей группы по теме «Весна», ориентированной на формирование умение устанавливать причинно-следственные связи между живой и неживой природой весной?
Цель
Разработать механизм моделирования образовательного процесса в старшей группе по теме «Весна» в условиях введения ФГТ.
Задачи
Определить круг представлений об изменениях в живой и неживой природе весной.
Определить интеграцию с задачами других образовательных областей в рамках модели образовательного процесса.
Определить формы методы работы с детьми и родителями по теме «Весна» в рамках модели образовательного процесса.
Разработать содержание совместной деятельности воспитателя с детьми в рамках НОД и режимных моментов.
Разработать содержание актуальной среды по теме «Весна».
Модель образовательного процесса в старшей группе по теме «Весна»
Компоненты моделей Модели организации воспитательно-образовательного процесса в логике ФГТ
Совместная деятельность
педагога и детей Самостоятельная деятельность детей Взаимодействие
с родителями
НОД Режимные моменты Целевой компонент Задачи:
Вызвать у детей познавательный интерес к весне, как времени года.
Сформировать у детей представления о весне:
- о приспособленности растений и животных к изменениям в природе;
- о прилёте птиц;
- о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда;
- о весенних изменениях в природе(тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени)
Сформировать умения:
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы;
- умение отличать друг от друга перелётных птиц;
- умение устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда;
- умение наблюдать за изменениями в природе, делать выводы.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Содержательный компонент
НОД
Тема: «Весна идет, весне дорогу!»
Утро
1.«Времена года»(ОО «П», «К»)
2.«В начале весны» В.К. Бялыницкий-Бирули
ОО «П», «К», «ХТ»
3.«Весенняя гостья»(И.Белоусов)
ОО «ЧХЛ», «К», «П»
4.«Волшебные почки»
ОО «П », «К»
5.«Март – заря весны»
ОО «К», «П»
6. «Весенний цветок»
ОО «ФК», «К», «П»
7. «Разговор деревьев» (М.Пришвин)
ОО «ЧХЛ», «К», «П»
Прогулка
1.«Следы весны»
ОО «П», «К»
2.«Перепрыгнем через ручеёк»
ОО «ФК», «П», «З»
3. «Вода и снег»
ОО «П», «К», «Б»
4.«Первые весенние растения»
ОО «П», «К»
5.«Перелёт птиц»
ОО «ФК», «П», «З»
6. «Весенний день»
ОО «П», «К»
7. «Одежда прохожих весной»
ОО «П», «К»
8.«Придумай загадку о весне»
ОО «П», «К»
Вечер
1. «Лесные домишки» (В.Бианки)
ОО «ЧХЛ», «К», «П»
2. «Лесная сказка» (Д. Мамин-Сибиряк)
ОО «ЧХЛ», «К», «П»
3.«Весенний ковёр»
ОО « ХТ», «П»,«Б»
4.«Что происходит в природе»
ОО «П», «К»
5.«Какая птица»
ОО «П», «К»
6.«Кто больше знает пословиц и поговорок о весне»
ОО «ЧХЛ», «К», «П»
7. «Почему весной всё хорошо растёт?»
ОО «П», «К»
8.«Жаворонок» (М. Глинка) ОО «М», «К», «П»
9.«Птицы»
ОО «ФК», «З», «К»
Актуальная среда:
1.Алгоритм опыта
2.Сюжетные картинки
3.Картины
4.Предметные картинки
5. Раскраски
6. Атрибуты к подвижной игре
7. Картотека игр
Темы
1.«Заклички о весне»
2.«Весенний авитаминоз»
3.«Весна - красна»
4.«Узнаём о весне»
5. «Плыви, кораблик»
Технологический (процессуальный) компонент
Формы:
Методы и приемы (действия):
Методы и приемы
Утро
1.Дидактическая игра
2.Рассматривание
3.Заучивание
4.Рассматривание
5.Беседа
6.Пальчиковая гимнастика
7.Чтение
Прогулка
1.Экскурсия
2.Подвижная игра
3.Опыт
4.Наблюдение
5.Подвижная игра
6.Наблюдение
7.Наблюдение
8.Дидактическое упражнение
Вечер
1.Чтение художественной литературы
2.Чтение художественной литературы
3.продукАппликация
4. Дидактическая игра
5.Дидактическая игра
6.Игра-соревнование
7. Беседа
8.Слушание аудиозаписи
9. Пластический этюд
Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами:
1.Проведение опыта «Очистка грязной воды»
2.Настольная игра «Когда это бывает».
3. Рассматривание картин художников Н.М. Ромадин «Март», А.К. Саврасов «Грачи прилетели»
4. Подбор картинок по теме «Весна»
5.Художественное творчество
6. Подвижная игра «Солнечные зайчики»
7. Игра малой подвижности «Ручеёк»
Формы
1.Копилка фольклора о весне.
2.Статья в родительский уголок.
3. Совместное развлечение.
4.Семейная игротека.
5. Выставка совместного творчества.
Результативный компонент 1. Интегративные качестваличности по ФГ:
- любознательный, активный (интересуется весной, как явлением природы; любит экспериментировать; принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.);
- эмоционально отзывчивый (эмоционально реагирует на мир природы);
- способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту (может применять знания об изменениях в природе весной для решения новых задач;
- имеющий первичные представления о семье, обществе, государстве, мире и природе (имеет представления об отношениях и взаимосвязях в природе);
2. Наличие представления о весне: о приспособленности растений и животных к изменениям в природе; о прилёте птиц;о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда;
о весенних изменениях в природе (тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени)
3. Наличие умений:устанавливать причинно-следственные связи между явлениями живой и неживой природы; умение отличать друг от друга перелётных птиц; умение устанавливать связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда;умение наблюдать за изменениями в природе, делать выводы.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.????

ПРИЛОЖЕНИЕ:
1.НОД
2.Развлечение (родит.)
Работа с родителями
4.Д.И «Времена года»
5. «Весенний цветок» пальчик. Гимн.
Условия, обеспечивающие достижение новых образовательных результатов
Кадровые ресурсы
Научно-методические ресурсы
Материально-технические ресурсы
Нормативно-правовые ресурсы
Организационные ресурсы
Информационные ресурсы
Список используемой литературы:
Костюченко М.П. Окружающий мир: интегрированные занятия с детьми 4 – 7 лет /авт.-сост. М.П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2012.
Корнеичева Е.Е., Грачёва Н.И. Планирование внеучебной деятельности с детьми в режиме дня. Старшая группа. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2011.
Бондаренко Т.М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С.; 2007.
Развитие речи: тематическое планирование занятий / авт. – сост. В.Ю. Дьяченко и др. – 2 – е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.
Развитие речи: конспекты занятий с детьми старшего дошкольного возраста / авт. – сост. Л.Е. Кыласова. – Волгоград: Учитель, 2007.
Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4 - 7 лет. – М.: Мозаика – синтез, 2012.
Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 -7 лет / Авт. – сост. Э.Я. Степаненкова. – М.: Мозаика – синтез, 2012.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3 – е изд.; испр. и доп. – М.: Мозаика – синтез, 2012.

Общая тема «Времена года».

Возрастная группа : старшая группа.

Срок : 1-2 неделя апреля.

По типу – «Исследовательско-творческий».

По характеру: Ребенок и природа.

Итоговое мероприятие – Весеннее развлечение «Смех да веселье».

Участники: Дети подготовительной группы, воспитатель (Алейникова Н.М., младший воспитатель (Лидия Юрьевна), музыкальный руководитель (Агапова Юлия Игоревна), родители.

  1. Уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе весной.
  2. Активизировать родителей в совместной деятельности с детьми, в изготовлении скворечников.
  3. Разнообразить досуговую деятельность детей, обогатить их познавательно- речевую и художественно- нравственную сферу. Изготовить картотеку по приметам весны.
  4. Учить устанавливать связи между живой и неживой природой (погода – состояние воды, снега; время года – состояние растений, умение устанавливать связь между поведением птиц и животных), анализировать, делать выводы.
  5. Воспитывать заботливое отношение ко всему живому, интерес к растительному и животному миру.
  6. Вызывать положительнее эмоции, чувства восхищения природой. Уточнять и расширять об образе жизни диких животных (заяц, лиса, волк, медведь и белка). Расширять представления о разнообразии птиц (снегири, синицы, воробьи), способах добывания пищи, приспособлении к зимним условиям жизни.
  7. Создать эмоциональный настрой детей (оформление группы к весеннему развлечению, изготовление подарков для гостей на праздник).
  8. Развивать умение устанавливать доброжелательное отношение с товарищами в группе, вместе выполнять задания.

Актуальность:

  • Актуальность данного проекта в том, что он позволяет в условиях воспитательно – образовательного процесса в ДОУ расширить, обогатить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в весеннее время года.
  • Познакомить с разными состояниями воды, с опытами с водой и снегом с целью развития интереса к познавательно – исследовательской деятельности.
  • В 5-6 лет ребенок активнее накапливает опыт и усваивает знания в результате непосредственного общения с природой и разговоров со взрослым. Именно поэтому, у ребенка можно заложить основы понимания и взаимосвязи объектов и явлений живой и неживой природы, растительным и животным миром (ярко светит солнце, сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы, весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье – птицы радуются весне, возвращаются перелётные птицы, выходят из спячки дикие животные, появляются насекомые и т. п.).

Мотивация: На участке находим сломанную веточку (проговариваем откуда она взялась, почему она без листьев, приносим в группу ставим в воду…наблюдаем.

Групповой сбор:

В группу влетает гелиевый воздушный шарик разрисованный в солнышко:

Давайте с солнышком поиграем в игру «Гори, гори ясно» Почему весной солнце стало греть теплее? Кто узнает и расскажет нам?

К кому можно обратиться? (Обратиться в методкабинет методист расскажет о планете солнца, даст энциклопедию чтоб посмотреть в группе с ребятами и карту солнечной системы)или исследовательский проект « Почему солнце весной светит ярче»

Загадка: Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

К нам пришла...

(Обращаем внимание, что на дороге снега нет, а возле веранды ещё много почему, наблюдаем.)

Мишка вылез из берлоги,

Грязь и лужи на дороге,

В небе жаворонка трель

В гости к нам пришёл...

Что вы знаете про жизнь животных весной? Кто будет узнавать и нам расскажет и покажет (делам альбом о животных)

На видном месте лежит сломанный скворечник (обращаю на него внимание, что произошло неприятное событие сломали скворечник…Кто поможет его отремонтировать?

Дети совместно с воспитателем планируют, что именно ещё можно сделать, чтобы узнать об особенностях птиц, сделать кормушки, организовать на участке «птичью столовую», ежедневно насыпать корм. (Кто за это будет отвечать?)

Задача воспитателя – помочь ребёнку сделать выбор и спланировать свою самостоятельную деятельность в уголках группы или дома.

Обсуждают, кто, что, с кем, в каком Центре и когда будет делать.

  • Что ты хочешь узнать или сделать?
  • Кто тебе поможет?
  • В каком уголке (Центре) ты это будешь делать?
  • С кем? Тебе нужны помощники или ты это будешь делать один?
  • Сколько тебе нужно времени, чтобы выполнить весь план?
  • Для чего тебе нужен этот рисунок? (Рисование птиц по трафаретам? Где ты будешь это использовать? вырезать приклеить на панно.)
  • Как обо всём расскажем ребятам? (Решаем сделать панно «Многоэтажный лес».)
  • Кто подберёт картинки деревьев в весеннее время для панно?
  • Кто подберёт картинки животных?
ЧТО МЫ ЗНАЕМ ЧТО МЫ ХОТИМ УЗНАТЬ ЧТО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ УЗНАТЬ
  • Что есть четыре времени года.
  • За зимой идёт весна.
  • Весной вся природа просыпается.
  • Чем занимается человек.
  • Почему набухают почки.
  • Почему тает снег.
  • Почему одни птицы прилетают, другие улетают.
  • Почему на дороге снег растаял, а возле веранды нет.
  • Как изменяется жизнь животных весной?
  • Какие цветы и почему называются первоцветами?
  • Провести эксперимент (со снегом).
  • Спросить у родителей (Исследовательский проект с родителями «Почему весной солнце свет теплее».)
  • Посмотреть в интернете.
  • Провести наблюдение (со снегом).
  • Понаблюдать на прогулке (за первоцветами).
  • Посадить рассаду и наблюдать за ростом растений.
  • Почему лес называют многоэтажным домом? (найти информацию и рассказать нам).
  • Собрать копилку весны.

План - «Паутинка»

Центр познания

  • Составление геометрической картины «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур.
  • Выкладывание сюжетной картины из счётных палочек (дом, дерево, солнце трава).
  • Рассматривание карты «Солнечная система».

Центр экспериментирования

  • Опыт со снегом (зарисовать схему).
  • Измерение уровня снега в тени и анна солнце (сделать мерку, зарисовывать наблюдения).
  • Строим гнездо своими руками (сбор материала на прогулке, принести из дома).
  • Опыт с лампочкой или исследовательский проект (Почему солнце светит теплее?)

Развитие речи и художественной литературы:

  • Разучивание стихотворения
«Медведь проснулся»,

«Весна идёт».

  • Знакомство с приметами весны.
  • Чтение Сказки «Заюшкина избушка».
  • «Игра салат из сказок».
  • Составление творческих рассказов «К нам весна в окно постучала» (создание книжки «Весна-красна».
  • «Сказка про медведицу с медвежатами».
  • ).
  • Внесение в группу энцеклопедии.

Центр движения

  • Подвижные игры «воробышки автомобиль».
  • «Гори гори ясно».
Весна.

Работа с родителями:

  • Изготовление скворечников.
  • Создание книжки «Весна -красна».
  • Подобрать приметы о весне.
  • Рассказ Е.Чарушина «Про зайчат», «Волчишко» (прочитать дома с мамой и нам рассказать ).

Продуктивная деятельность:

  • Изготовление календаря природы.
  • Рельефная лепка «Подснежники» (подарки для гостей).
  • Изготовление игры «разрезные картинки о животных».
  • Изготовление панно «Лес многоэтажный дом».
  • Изготовление игр «Парочки».

Центр конструирования

  • Конструирование из бумаги «Скворцы прилетели».
  • Изготовление из природного материала «Птичьи гнёзда».

Художественное творчество:

  • Изготовление венка для весны.
  • Изготовление шапочек для театрализации сказки «Заюшкина избушка».
  • Слушание музыки.
  • Подготовка к развлечению «Смех да веселье».

Итоговый сбор:

  • Знакомство детей с изготовленной игрой («Парочки», «Разрезные картинки о животных»).
  • Представление панно «Многоэтажный лес».
  • Копилка весны.
  • Показать и рассказать о календаре природы.
  • Представление творческих рассказов «Весна пришла».
  • Показать птичьи гнёзда (рассказать как делали, что получилось, довольны ли своей работой?).
  • Представление изготовленных страничек о животных.
  • Показ работ Рельефная лепка «подснежники».

Анастасия Федорова
Краткосрочный проект «Весна» для подготовительной к школе группы

Тема проекта : «Весна »

Тип проекта : краткосрочный , познавательно-игровой, творческий.

Срок реализации проекта : 1 неделя (с 4.04 по 8.04.2015 г.) .

Участники проекта : дети подготовительной группы (6-7 лет, воспитатели, родители.

Актуальность проекта : Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.

Данный проект позволяет в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т. д., проект помогает глубже , ярче изучать основные признаки весны .

Цель проекта : ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а так же способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности.

Реализовать данную цель можно через решение следующих задач :

расширить представление о сезонных изменениях в природе;

углубить знания детей о жизни птиц и животных в весенний период;

развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость и творчество детей;

воспитывать желание больше узнавать об особенностях природы своего края.

Гипотеза образовательного проекта : Проект поможет глубже и ярче изучить основные признаки весны , пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу.

Ожидаемые результаты проекта :

Проект поможет детям освоить и осмыслить полученные знания, расширить кругозор и представления об окружающем мире.

Понять, что надо любить и беречь природу, а не разрушать ее.

Дети начнут делится полученной информацией с другими детьми.

Родители начнут интересоваться результатами и продуктами проекта .

Формы реализации проекта :

Наглядные : наблюдения, энциклопедии, фотографии, картины, книги.

Словесные : Беседы, чтение художественной литературы

Исследовательские : поиск материалов, продуктивная деятельность

Игровые : Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, спортивные игры.

План реализации проекта :

Первый этап. Целеполагание.

Детям предлагается обсудить вопросы :

Чем отличается весна от других времен года?

Какие изменения происходят с растениями и жизнью животных?

Второй этап. Разработка проекта .

1. Довести до участников важность данной темы.

2. Подбор методической литературы.

3. Подбор наглядно-дидактического материала, художественной литературы (по теме проекта ) .

Третий этап. Выполнение проекта .

Непосредственно образовательная деятельность.

Проведение занятий познавательного и художественно-эстетического циклов;

Разучивание стихотворений (Конкурс знатоков стихов и песен о весне ) ;

Совместное участие детей, педагогов и родителей в конкурсе и выставке.

Четвертый этап. Итоги проекта .

Выставка детского творчества «Весна красна » .

Пятый этап. Определение задач для новых проектов .

1. Продолжать знакомить детей со связями между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе.

2. Формировать элементарные экологические представления.

3. Воспитывать дошкольников в духе патриотизма , любви к Родине.

Месяц. Тема. Задачи.

НОД Совместная деятельность Работа с родителями

Расширять представления о характерных признаках весны ; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда.

Учить гармонично располагать сюжет на всем листе бумаги, развивать чувство композиции «Загадки о природе» .

Д. И.» Четвертый лишний»

П. И. «Превращения»

Рисование «Ранняя весна . прилет грачей»

Сюжетно-ролевая игра «Весеннее путешествие в лес» .

Чтение Э. Шим "Солнечная капля".

Ситуативный разговор по фотоиллюстрациям на тему «Ранняя весна »

Художественное слово А. Плещеева «Уж тает снег»

Д. И.» Четвертый лишний»

«Кто где живет?»

П. И. «Превращения» .

Назвать по порядку месяцы весны , зимы, лета, осени; название дней недели через игру «Что сначало, что потом» .

Активизация словаря : оттепель, капель, талый снег и т. д через игру «Кто больше?» Выпуск рекомендаций для родителей во время весенних прогулок с детьми.

Расширять представления о прилете птиц.

Развивать любознательность и интерес к природе.

Рисование «Закрась силуэты птиц» .

Наблюдение за птицами во время прогулки.

Игра «Узнай по описанию птицу?»

Чтение Н. Сладкова «Весенние радости» .

Сюжетно-дидактические игры

«Телерепортаж» - «Весенние репортажи с улиц Саратова» Конкурс знатоков стихов и песен о весне .

Изобразительная деятельность с детьми «Закрась силуэты птиц» .

Наблюдение за птицами во время прогулки. Познакомить с приметой :

Ранний прилет грачей и жаворонков- к теплой весне . Подборка художественных произведений на тему «Поэты и писатели о весне » .

Развивать умение составлять короткие рассказы об изменениях в лесу весной .

Учить приемам создания объемной аппликации.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Расширять знания об охране природы.

Сюжетно -ролевая игра «Тележурналисты» ,

«Весной в лесу » .

Картины И. Левитана «Март» и И. Грабаря «Февральская лазурь» .

«Весенний ручеек. Кораблик»

Чтение Г. Скребицкий "На лесной полянке. Весна "

П. и с элементами имитации птиц.

П. и. «Зайцы и волк» . Разговор о мерах безопасности во время весеннего разлива.

Беседа по картинам И. Левитана «Март» и И. Грабаря «Февральская лазурь» .

Аппликация + конструирование из бумаги «Весенний ручеек. Кораблик» .

Наблюдение за талыми водами весной (образование ручьев - откуда они берутся) Совместное изготовление бумажных и деревянных корабликов.

Развивать представления об изменениях растений весной .

Развитие логического мышления.

Воспитывать у детей природоохранное поведение.

Развивать желание заниматься трудовой деятельностью. Д. и «Огородники» .

Д. И. «Да-нет» .

Оригами «Цветущие тюльпаны» .

весной ; Ледоход» .

Чтение В. Бианки «Голубые лягушки» .

Игра «Танграмм» .

И. у «Пройди, не у пади» .

Сюжетно-ролевая игра»Строим экологический город». Наблюдение в природном уголке за ростом растений (какие условия необходимы для роста)

Занятие-эксперимент «Смена времен года» .

Ситуативный разговор «О правилах поведения на водоемах весной ; Ледоход» .

Наведение порядка на участке и веранде. Привлечение к акции «Наш участок краше всех» .

Повторить весенние изменения в живой и неживой природе.

Формирование правил культуры поведения.

Развитие мелкой моторики. Д. и – «12 месяцев» , «Зашифрованное слово» .

«Весенние изменения в живой и неживой природе» .

Работа с календарем.

Д. и «Правила умывания» .

Декоративная лепка «Солнышко, покажись!» .

Чтение Н. Павлова "Под кустом".

Игра «Кузовок» .

Ситуативный разговор о весенних изменения в живой и неживой природе.

Работа с календарем (учить делать анализ погоды) .

Ситуативный разговор о грязнулях и чистюлях.

Декоративная лепка «Солнышко, покажись!» .

Создание выставки творчества «Весна красна »

«Природа – это единственная книга, каждая страница,

которой полна глубокого содержания» И.В. Гёте

Актуальность.

Познание ребенком окружающего мира включает и познание природы. Ребенок должен вырасти хозяином, чувствовать ответственность за всю живую природу, которая окружает его. Сохранить окружающий мир для своих потомков. Поэтому необходимо научить беречь, любить природу с малых лет.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Ребенок стремится к активной мыслительной деятельности, и важно не дать угаснуть этому стремлению, способствовать его дальнейшему развитию. Природа неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает к игре, художественно-речевой деятельности. Впечатление, полученное от природы в детстве, запоминается на всю жизнь, и часто влияют на отношения человека к природе.

Опыт показывает, что уже в младшем дошкольном возрасте дети без усилий осваивает комплекс экологических знаний, если эти знания преподносятся в доступной, увлекательной форме и если учитывается интерес ребенка к природным явлениям. Задача педагога заключается в том, чтобы воспитывать в детях доброту и милосердие, ответственное отношение к природе, и потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Данный проект позволит в условиях образовательного процесса ДОУ расширить, углубить, систематизировать и творчески применить знания детей о сезонных изменениях в природе.

В старшем дошкольном возрасте дети любят наблюдать за изменениями природы. Через активную продуктивную деятельность, а именно наблюдение, рисование, лепку, аппликации, рассказы, пересказы, чтение художественной литературы и т.д., проект помогает глубже, ярче изучать основные признаки весны.

Гипотеза образовательного проекта.

Проект поможет глубже и ярче изучить основные признаки весны, пополнить свои знания о родной природе. Дети научатся ценить и беречь природу.

Тематика проекта.

Информационно-творческий.

Продолжительность проекта.

Средней продолжительности /март-май/

Вид проекта.

Познавательно – игровой, групповой.

Методы проекта.

Наглядные: наблюдения, экскурсии, энциклопедии, фотографии, картины, книги, мультемедийные презентации.

Словесные: Беседы, чтение художественной литературы

Исследовательские: поиск материалов, продуктивная деятельность

Игровые: Сюжетно-ролевые игры, дидактические

Участники проекта.

Учитель-дефектолог, воспитатели, воспитанники группы «Солнышко», родители.

Идея проекта.

Выстраивание всех видов детской деятельности вокруг темы наступления весны.

Цель проекта.

Ознакомление детей с природой во всех ее проявлениях в весенний период времени, а так же способствовать творческому выражению детей своих впечатлений в продуктивной деятельности.

Задачи:

1. Развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлением природы весной.

2. Воспитывать любовь к природе, интерес и заботливое отношение к растительному и животному миру в весеннее время года.

3. Использовать интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников через различные виды деятельности.

4. Расширить представление о сезонных изменениях в природе.

5. Углубить знания детей о жизни птиц и животных в весенний период.

6. Развивать художественный вкус, эстетическую восприимчивость и творчество детей;

7. Повысить педагогическую компетентность родителей по вопросам экологического воспитания.

Образовательные области.

Познавательная, социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая, физическая.

Реализации проекта

I этап: Организационно - подготовительный

Детям предлагается обсудить вопросы:

Чем отличается весна от других времен года? Какие изменения происходят с растениями и жизнью насекомых, птиц и животных?

II этап: Рефлексивно – диагностический.

Внесение необходимых изменений в план мероприятий в свете проделанной работы.

III этап: Практический.

Непосредственно образовательная деятельность. /см.Приложение/

- «Весна - красна!»

- «Кто больше радуется весне?»

- «Первоцветы»

- «О чем поют весенние птицы?»

Творческая деятельность: Конструирование из бумаги: «Скворцы», «Бабочки», «Кораблики». Лепка: «Птицы», «Насекомые». Рисование: «Скворцы прилетели», «Весенний лес», «Насекомые», «Первоцветы». Аппликация: «Букет цветов»

Чтение художественной литературы: изучение энциклопедий, чтение произведений А. Плещеев «Уж тает снег…», А. Пушкин «Улыбкой ясною природа», Б. Заходер «Долго шла весна», В. Бианки «Синичкин календарь», Я. Аким «Села на лавочку первая бабочка», Соколов «Времена года», Некрасов «Дед Мазай и зайцы».

Коммуникация: Рассматривание картин о природе Суриков «Грачи прилетели», Остроухов «Ранняя весна», Левитан «Весна», «Март»

Музыка: Слушание П.И.Чайковский альбом «Времена года»: «Апрель», «Подснежник», А. Вивальди «Весна»; разучивание песен о весне.

Игры для свободной деятельности:

Дидактические игры:

- «Подбери слово»

- «Кто, где живет?»

- «Назови растения»

- «Угадай животное»

- «Чей листок?»

- «Где растет?»

Сюжетно ролевая игра:

- «На даче»

Режиссерская игра «Изобрази животное, а ты угадай»

Исследовательская деятельность:

Посадка лука «Огород на окне»;

Посев семян цветов для рассады;

Наблюдение за ветками деревьев;

Эксперименты с водой, испытание корабликов

Взаимодействие с родителями: сбор иллюстраций, картинок, фотографий, придумывание, составление загадок о весне. Создание выставки: «Весна!!»

Ожидаемые результаты:

Пополнена развивающая среда, обеспечивающая комфортное пребывание ребенка в ДОУ.

В процессе ознакомления с природой у детей развивается наблюдательность, любознательность.

У детей воспитана любовь и интерес к природе, заботливое отношение к растительному и животному миру.

Интерес родителей к вопросам экологического воспитания.

Календарный план реализации проекта

Форма организации детей

Название

Совместная деятельность

Посадка рассады цветов на клумбы

Воспитывать желание помогать взрослым

Путешествие в весенний парк

Формировать представление детей о весенних изменениях в природе

Совместная деятельность (беседа)

Сравнение одуванчика и тюльпана

Учить детей различать и называть первоцветы. Закреплять умение правильно называть основные части растения

Совместная деятельность

Аппликация

«Букет цветов»

Учить любоваться цветами, относиться к ним бережно. Закреплять навыки намазывания клеем и приклеивания.

Рисование

«Насекомые»

Создать у детей радостное настроение. Воспитывать бережное отношение к растениям, не причинять вреда полезным насекомым.

«Божьих коровок скорее слепите! Деревья наши от тли спасите»

Вызвать интерес, желание слепить божью коровку, используя природный материал. Воспитывать любовь к природе – желание спасти листочки деревьев от вредителей»

Работа с родителями

Экскурсии, прогулки

Повышение компетентности родителей в вопросах экологического воспитания.

Совместная деятельность

(беседа, наблюдение, труд на участке)

«Чтобы цветы цвели»

Учить детей ухаживать за цветами ценить и создавать красоту.

Совместная деятельность

(беседа, опытно-экспериментальная деятельность, труд на участке)

«Вода нужна всем»

Показать детям значение воды для всего живого. Воспитывать желание принимать участие в уходе за цветами.

Совместная деятельность

«Как вести себя в природе»

Дать детям знания о культуре поведения в природе. Учить правильно оценивать свои поступки и поступки окружающих

Итоговое мероприятие по реализации проекта

«Что узнали нового?»

Обобщение полученных знаний

Образовательная область «Познание»

Познавательно-исследовательская и продуктивная (конструктивная деятельность) :

Конструирование из бумаги «Скворцы прилетели»;

Изготовление из природного материала поделок «Птичьи гнёзда».

Формирование элементарных математических представлений

Составление геометрической картины «Весна» (ёлочки из треугольников, лужи из овалов, солнце из круга и лучики из прямых линий, дом из геометрических фигур и т. п.) ;

Дидактические игры: «Сколько рисунков лишних» (весенние явления природы, разрезные картинки, пазлы с весенней тематикой и т. п.

Формирование целостной картины мира

Наблюдения за неживой природой, растительным и животным миром (ярко светит солнце, сырой снег почернел, начал таять, на снегу черные проталины, появились первые, ранние цветы, весенние звонкие ручейки бегут, шумят, журчат, весело звенят, на деревьях шум, гам, веселье – птицы радуются весне, возвращаются перелётные птицы, выходят из спячки дикие животные, появляются насекомые и т. п.) .

Беседы о весенней природе с помощью наводящих вопросов:

Каким бывает снег весной?

Как называется явление весной, когда тает большое количество льда и снега?

Как вы думаете, куда потом девается вода?

Как изменилась жизнь животных?

Какие птицы возвращаются к нам весной?

Что они будут делать? и т. д.

Просмотр фото-сюжетов о весне;

Дидактические игры «Когда это бывает», «Тайна времени» (последовательность весенних месяцев, времён года) ;

Совместное с родителями составление мини-эссе «Почему я люблю весну», «Почему возвращаются птицы», «Почему тает снег» и т. д.

Образовательная область «Коммуникация»

Фантазии, рассказы на темы:

«Солнце просыпается и … », «Пришла весна», «Прилет птиц», «Что произойдет, если не наступит весна», «Как ты поступишь, если увидишь, как разрушают гнёзда птиц» и т. п.

Речевые игры:

«Подбери слово» (к прилагательному существительные: весенний – ветер, дождь, шум, звон, месяц, сезон и т. п.,

«Где спрятался звук? » (место звука в слове – начало, середина, конец. Например, звук «С»: ве-с-на, с-нег, с-олнце, с-кворец, ле-с) ;

«Чей хвост? » (образование однокоренных слов: у медведя – медвежий, у лисы – лисий, у зайца – заячий, у волка – волчий, у собаки – собачий, у кошки – кошачий, у коня – конский и т. д.)

«Один и много» (Ручей – ручьи, дождь – дожди, солнце – солнце, скворец – скворцы, гнездо – гнезда, сосулька – сосульки, проталина – проталины, лист – листья, капель – капель, насекомое – насекомые, дерево – деревья и т. д.)

Речевые логические задачи: «Можно ли взять лягушку домой», «Нужно ли ловить бабочек? »;

Образовательная область «Труд»

Организация проращивания семян гороха, бобов, огурцов, помидоров, цветов для последующего высаживания рассады в открытый грунт.

Образовательная область «Социализация»

Дидактические игры: «Бывает – не бывает», «Времена года», «Угадай дерево по листу», «Угадай по описанию», «Парочки», «Найди дерево по семенам», «Летает – не летает»;

Сюжетно-ролевые игры: «Магазин семян», «Путешествие в парк», «На лесную поляну», «Весенний бал» и др.

Театрализованные игры: «Веселый хоровод» (по стихотворению С. Городецкого «Весенняя песенка», игра-импровизация «Звери и птицы встречают весну» и т. п.

Образовательная область «Физическая культура»

Эстафеты с бегом: «Собираем скворечник»,

Подвижные игры: с мячом «Когда это бывает? », с бегом «Охотники и звери», «Перелет птиц» и т. п. ;

Ритмические физминутки «Звери на зарядке», «Весенний ветер» и т. п.

Образовательные области «Здоровье и безопасность»

Беседы, обсуждения: «Какие опасности таятся на улице весной? » (скользкая дорога, падающие сосульки, дождь, ветер, лужи и т. п., «Как обезопасить себя от весенних опасностей? ».

Игра «Живая – неживая» (закрепление знаний о живой и неживой природе) : объекты живой природы отмечаем зеленым кружком, неживой – синим;

Логические цепочки – детям предлагается установить взаимосвязи:

Зима – мало солнечных дней – короткий день – длинная ночь – как чувствует себя человек? (хочет спать, хочется тепла и т. д.)

Вывод: природа влияет на наше самочувствие и настроение

Литература:
Е.А. Алябьева «Тематические дни и недели в детскому саду», Москва 2008г.
В.А. Алексеев «300 вопросов и ответов по экологии», Ярославль.- 1998г.
Ю. Дмитриев «О природе для больших и маленьких», Москва.- 1982г.
Е.И. Золотова «Знакомим дошкольников с миром природы», Москва.- 1992г.
«Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста» Москва.- 1993 г.

Приложение №1

Непосредственно – образовательная деятельность.

Тема «Весна»

Цель: Обогащение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе весной.

Учить: устанавливать причинно-следственные связи; составлять из частей целое.

2. Закреплять: знания детей о природных явлениях весной; умение разгадывать загадки, ориентируясь на характерные признаки.

3. Развивать: речь, внимание, память.

4. Воспитывать: бережное отношение к природе.

Ход занятия:

Отгадайте загадку:

Тает снежок. Ожил лужок.

День прибывает.

Когда это бывает? (Весной)

А что еще происходит в природе весной? (Становится теплее, бегут ручьи, появляются почки на деревьях, люди одеваются в более легкую одежду.)

Как вы думаете, куда бегут ручейки? (Предположения детей)

Правильно, какие-то ручейки впитываются в землю, часть ручейков стекается в озеро, а часть - в реку. В реке воды становится так много, что она выходит из берегов и разливается. Такое явление называется половодье.

Посмотрите, к нам прибежал зайчик. Как вы думаете, он готов к весне? (Не готов, он в белой шубке)

Для чего зайчонку нужно поменять белую шубку на серую? (В белой шубке видно на земле, шубка очень теплая)

Правильно, белая шубка очень теплая и заметная на земле, в ней весной зайчонку будет жарко и трудно спрятаться от волка и лисы.

Ребята, как вы думаете, где быстрее растает снег на горке или в низине?

На горке снег тает быстрее, горка находится ближе к солнышку, получает больше тепла. Место, где растаял снег, называется проталина.

На проталинах быстрее просыпаются муравьи, жучки, появляются первые цветы.

Тема: «Насекомые».

Задачи:

Закрепить и расширить представления о насекомых и их характерных признаках;

Развивать зрительное восприятие, эмоциональную отзывчивость;

Учить от­гадывать загадки о насекомых;

Воспитывать интерес и бережное отношение к насекомым, желание узнать о них что-то новое.


Загадки.

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это? (Стрекоза.)

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

(Муравей.)

Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом хоть и кроха,
Укусит - будет плохо.
(Оса).
Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

Расту червяком,

Питаюсь листком,

Потом засыпаю,

Себя обмотаю.

Не ем, не гляжу,

Неподвижно лежу.

Весной оживаю,

Свой дом покидаю,

На лугу порхаю.

(Бабочка)

Я - пятнистая букашка,
Если в руки попаду,
Притворюсь больною тяжко,
В обморок я упаду.

(Божья коровка)

Целый день в траве скакал,
Скрипку где-то потерял.
И теперь грустит у речки
Наш зелёненький …

(кузнечик)
Его поймал я на цветке,
Зажал, как следует в руке.
Жужжит он: «Попрошу без рук,
Я – ж- ж – не ж - железный, я ж - же – ж – …


Физминутка.

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась.

Три – нагнулась и присела,

На четыре – улетела.

Игра «Найди только насекомых»

Чтобы не ошибиться мы вспомним общие признаки насекомых. У всех насекомых есть голова, брюшко, усики, шесть лапок.

Для чего им нужны крылья?...

Для чего нужны насекомые? (служат кормом для птиц, опыляют растения).

Каждое насекомое имеет свою необычную окраску. Почему кузнечик зелёного цвета? (ответ) А у жуков спинки коричневые или чёрные? (ответ) А от кого они прячутся? (ответ)

Божья коровка. Она такая яркая! Ее хорошо видно в траве и на коре дерева. Ее любая птица заметит. Где же ей спрятаться? Оказывается, божьей коровке прятаться не обязательно, ведь у нее есть секрет: она сама умеет защищаться от врагов. В минуту опасности она выделяет молочко, которая очень плохо пахнет, поэтому божью коровку никто не ест. И раз она, как настоящая коровка, дает молочко, то ее и назвали «божья коровка». Она ярко-красная, чтобы все видели: есть ее опасно!

Дидактические игры и упражнения

Медведь и пчёлы

Задачи: закреплять в речи произношение звука ж; формировать умение сочетать образно-игровые движения с произношением текста.

Воспитатель рассказывает детям о трудолюбивых пчёлках, собирающих с цветков сладкий сок, который потом превращается в мёд, и про медведя, который любит отнимать его у маленьких пчёлок. После этого воспитатель предлагает детям поиграть.


В ясный, солнечный денёк,

Весело порхая,

Собирает мёд

Пчёлка полевая.

У пчелы полно забот:

Над цветком пчела кружит,

Добывать ей надо мёд,

Про дела свои жужжит –

Жу-жу-жу-жу.

Друг за другом полетели

Дружно песенку запели –

Я устали не знаю – ж-ж-ж,

Среди цветков летаю – ж-ж-ж,

И мёд там собираю – ж-ж-ж.

Осторожно, пчёлки!

Здесь медведь за ёлкой.

В улей улетайте

И свой мёд спасайте.


Пчёлки и ласточка

Задачи: закреплять умение проговаривать звук -з- в слогах.

«Пчёлы» (летая на поляне, напевают)

Пчёлки летают,

Медок собирают!

Зум, зум, зум!

Зум, зум, зум!

Ласточка (сидит в своём гнезде и слушает их песенку). Ласточка встанет – пчёлку поймает. (Вылетает из гнезда и ловит «пчёл».)

Пойманный играющий становится «ласточкой», и игра повторяется. «Пчёлам» следует летать по всей площадке. «Гнездо ласточки» должно быть на возвышении.

Подвижная игра «Стрекозы, бабочки, пчёлы, кузнечики»

Каждый ребёнок изображает определённое насекомое, не называя его (показывает, как оно движется, какие издаёт звуки и т.п.) Остальные ребята отгадывают, о ком идёт речь.

Дидактическое упражнение на внимание
«Найди ошибку художника»
Цели: развивать внимание, восприятие, речь; закрепить знания о внешнем виде насекомых.
Воспитатель показывает странную картинку, на которой все перепутано, предлагает найти ошибки.

Подвижная игра«Поймай комара»
Цель: упражнять детей в прыжках; развивать точность движений,
ловкость.

Упражнение «Насекомые над лугом»

Цель: развивать чувство ритма, фонематический слух, интерес к насекомым.
Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,
Я лечу издалека. ритмично помахивают руками.
Зу-зу-зу – комар пищит - Указателные пальцы выставляют
Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,
делают ритмичные выбросы рук
попеременно вперед.
Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.
Шмель пыхтит, - пыльцу повез.
Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.
Я любого разбужу.
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера - машут ладошками.
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелек - на каждое название насекомого
И веселый мотылек, загибают один пальчик.
Два жука и стрекоза, - делают кружки из пальцев и
Как фонарики глаза. подносят к глазам
Пожужжали, полетали, - машут мадошками.
От усталости упали. - роняют ладони на стол.

Физкультурная минутка.


Муравей нашел былинку
Много было с ней хлопот.
Как бревно, взвалив на спинку,
Он домой ее несет…
Он сгибается под ношей,
Он ползет уже с трудом.
Но зато какой хороший
Муравьи возводят дом.


Дыхательная гимнастика «На лесной полянке»

1. «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

2. «Летят пчелы».

Аромат цветов привлек внимание одной пчелки. Вот она летит: «Зь-зь-зь» (дети повторяют). А за ней целый рой: «З-з-з-з-з» (дети повторяют 5-6 раз)

3. «Подуй на бабочку»

А вот на цветок прилетела бабочка. Дети подносят ко рту бабочку и дуют на нее с небольшими паузами 5-6 раз.
Подвижная игра «Горячо – холодно»
Цель: развивать умение ориентироваться в пространстве, внимание.
Дети должны найти игрушки..

Подвижная игра «День и ночь»
(«Дневные и ночные бабочки»)
Цель: развивать умение действовать по сигналу, передавать движением способы передвижения бабочки; выполнять правила игры.

Игра «Соедини точки и узнай, кто получится»
Предложить детям соединить точки по порядку (узнать бабочку, гусеницу, муравья, кузнечика).

Дидактическая игра
«Собери цветок»

Цели: развить логическое мышление, закрепить понятие «насекомое».
Воспитатель говорит детям, что у него есть необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках рисунки. Детям предлагается собрать цветок. Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены отдельные представители, относящиеся к понятиям цветы, насекомые, птицы, рыбы, звери, домашние животные.

Считалки, стихи, скороговорки, загадки.


Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась,

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

А четыре – улетела.

Хитрая бабочка

Я за бабочкой летал,

Шапку на неё кидал.

Дразнит бабочка меня:

Не попал! Не попал!

Я споткнулся и упал.

А она юлит, хитрит,

Села на ромашку

И как будто говорит:

Снова дал промашку!

Посидела, помолчала,

Начнём сначала!

Варвара Бардадым

Антошка и комар

Эй, крылатый шприц с ногами!

Надоел ты мне и маме!

Подучился бы немножко-

Был бы ты бесценной мошкой:

Прививал бы всем вакцины,

Жил для пользы медицины.

А пока ты кто? Пират!

И никто тебе не рад.

Рассердился тут Антошка,

Размахнулся и ладошкой

Комаришку- хлоп!

Не кусался чтоб!

Любовь Мирошникова

Днём всё реже

Солнце светит,

Молчит сверчок.

Собирать

Пора мне сети,-

Тихо шепчет паучок.

А чего тебе

Бояться,-

Пропищал

Комарик вдруг,

Подожди-ка

Собираться,

Ты наловишь

Белых мух.

В. Нестеренко

Осы к осени желтее,

Полосатее и злее.

Видно, бабушкин компот

Им покоя не даёт.

И варенье, и повидло

Есть у нас,

А им – обидно!

В.Степанов

Комары, комары,!

Вы уж будьте так добры:

Не кусайте вы меня

Столько раз средь бела дня.

Отвечали комары:

Мы и так к тебе добры.

Ведь кусаем мы тебя,

Хоть до крови, но любя.

Чок, чок, чок!

На печи - сверчок,

На печи - сверчок,

За печуркой – паучок,

А ты ляг на бочок – и молчок!

Дана козявке справка

О том, что не козявка.

Неправильная справка.

Козявка есть козявка.

А. Кондратьев

А вот малюсенький малыш,

На плечах – соломинка.

Его в очках не разглядишь,

А он сильнее слоника.

(Муравей.)

На ромашку у ворот

Опустился самолёт.

Золотистые глаза,

Кто же это?

(Стрекоза.)

Волосата, зелена,

В листьях прячется она.

Хоть и много ножек,

Встать всё равно не может.

(Гусеница.)

Летом в открытые наши окошки

С писком влетают кусачие крошки.

Больно – пребольно кусаются

Даже на взрослых бросаются.

Прилетели к нам с помоек

И на стол полезли!

Сами лап своих не моют,

А у нас – болезни!

Как повадилась из леса

Шерстяная колбаса!

Что не попадя жуёт,

Вот прожорливый народ.

(Гусеница.)

Кто на них руками машет-

Нос и лоб зелёнкой мажет.

А кто к ним не пристаёт-

С мёдом ест и с мёдом пьёт.

Ей не сидится на цветке,

Ей нравится летать,

НА «насекомом» языке

С подружкой стрекотать.

(Стрекоза.)

Если ночью кому-то встретится

Этот крошечный червячок –

Червячок на пеньке засветится,

Как в тумбочке ночничок.

(Светлячок.)


Насекомые

Насекомые весной

Вьются и порхают –


На полянке на лесной –
Всё благоухает!

Ног у насекомых шесть,
Голова есть, крылья.
И не прочь пыльцу поесть
(Но не путать с пылью!)

Пчёлке, бабочке, шмелю
Нужен сок цветочный.
Ест коровка божья тлю
С зелени, с листочков.

Шмель гудит, оса звенит,
Стрекоза летает…
В ульях мёд в такие дни
Соты заполняет.


1.В лугах без устали

Нектар цветочный собирает.
Немного времени пройдет,
И приготовит вкусный мед.
(пчела)

2.Надевает эта крошка

Платье красное в горошек.
И летать умеет ловко.
Это … (божья коровка).

3. С ветки на тропинку,

С травки на былинку
Прыгает пружинка –
Зеленая спинка.
(кузнечик)


Трудолюбивая пчелка (по методике «Расскажи стихи руками»)
Пчёлка трудится весь день
(Дети руками обрисовывают перед собой круг.)
И работать ей не лень.
(Покачивают указательным пальцем в знак отрицания.)
От цветка летит к цветку,
(Ритмично взмахивают руками-крылышками.)
Клеит на брюшко пыльцу,
(Совершают круговые движения ладонью по животу.)
Хоботком нектар сосёт -
(Одну руку вытягивают вперёд, затем - вниз, наклоняются.)
За день много соберёт.
(Раскрывают перед собой все пальцы.)
Унесёт нектар в тот улей
(Обрисовывают в воздухе треугольник.)
И назад вернётся пулей.
(Резко выбрасывают руку с вытянутым указательным пальцем вперёд.)
В сотах утрамбует мёд,
(Топают ногами.)
Скоро ведь зима придёт.
(Ёжатся.)
Будет пчёлкам чем питаться
(Имитируют движения ложкой.)
Летом надо им стараться.
(Имитируют накладывание мёда в соты.)

Логоритмическое упражнение «Друзья помогли»

От друзей муравьишка отстал. Ой-ой-ой-ой-ой-ой-ой.
Ножку тонкую он поломал.
Ай-ай-ай-ай, ай-ай-ай.
Травкой быстро ее обмотал,
В муравейник скорей побежал.
Ну а солнце за лес уж зашло.
Ох-ох-ох-ох!
Стало сразу так страшно, темно.
Ах-ах-ах, ах-ах-ах!
Хорошо, что друзья помогли,
Муравьишку домой принесли.
Мо-лод-цы!

Тема «Цветы»

Цель: познакомить детей Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

Пополнение словарного запаса.

Ход занятия:

Что такое цветок? Строение цветка.

Где растут цветы? (Поле, луг, вода, лес, дача, огород, сад, квартира).

Почему так назвали цветы?

Цветы в легендах, стихах, загадках, песня.

Профессии людей, занятых в цветоводстве.

Учить детей бережно относиться к цветам, заботиться о цветах, правильно сажать и выращивать цветы.

Взаимодействие с родителями:

Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы?

Исследовательская деятельность: если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает.

Наблюдение: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются.

Художественно-творческая деятельность:
изготовление цветов из бумаги;
рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы;
Дидактические игры:

«Угадай цветок по описанию»;

«Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»;

«Собери цветок из геометрических фигур»;

Подвижные игры

Мы – цветы

(Зарядка)

Распрямили стебли, вытянули ветки (руки).

Расправили листочки, пошелестели листочками (пальцы).

Гимнастика для стебля: наклоны туловища вправо-влево; вперёд-назад.

Гимнастика для корней: вытянули правую ногу – повращали ступнёй; вытянули левую ногу – повращали.

Моем листья, стебли под дождём: подняли руки вверх, растопырили пальцы, подставили ладошки дождю, кружимся.

Живая клумба

Все играющие разбиваются на три команды:

Золотые шары;

Бархатцы.

Дети – цветы на клумбе. В центре растут золотые шары – самые высокие. Дети поднимают руки вверх и вращаются вокруг себя. Второй круг – ноготки, они идут хороводом вокруг золотых шаров. Третий круг – дети-бархатцы приседают на корточки, эти цветы самые низкие.

Подул ветер, цветы ожили и зашевелились: золотые шары – кружатся, ноготки идут по кругу в одну сторону, бархатцы – в другую.

Волшебная палочка

«Волшебной палочкой» дотронуться до цветка (игрушка или иллюстрация), назвать его, описать его (цвет, величина, форма, где растёт, когда цветёт, где применяется).

Любимый цветок

Нарисовать любимый цветок или взять иллюстрацию и потанцевать с ним под музыку «Вальс цветов».

Найди своё место

Два ведущих. Один берёт в руки полевые цветы, другой – садовые. Дети-цветы под музыку танцуют. По окончании музыки дети бегут и образуют круг у своего ведущего.

Игра на внимание

Ведущий показывает открытки с цветами. Если это полевой цветок, дети поднимают одну руку. Если садовый – две руки.


Пальчиковая гимнастика

Алые цветы

Наши красные цветки
Открывают лепестки.

Разжать пальцы.

Ветерок чуть дышит
Лепестки колышет.

Пошевелить пальчиками.

Наши красные цветки
Закрывают лепестки.

Пальцы сжать в кулачок.

Головой качают,
Тихо засыпают.

Покачивание кулачками.

Клумба посреди двора выросла вчера.

Имитирует движения: копают землю.

Там сажает детвора цветики с утра.

Сажают цветы.

И ромашки, и вьюнок

Поливают.

Собирай в букет, дружок.

Срывают, нюхают, дарят друг другу.


Игра в цветы

Зовут меня Розой,
Примите меня.
Я очень душиста,
И цветом нежна.
По цвету и имя
Такое мне дали.
И даже царицей за пышность прозвали.

Репей я колючий
Ко всем пристаю.
Расту при дороге,
У стенки стою.
Задеть меня платьем
Прохожий боится.
Нельзя ли хоть с вами
Репью подружиться?

Я – лилия; с вами
Я буду дружна;
Кротка и скромна я
И очень стройна.
Люблю, наклонившись,
В ручей поглядеться…
Позвольте мне с вами
В кругу повертеться!


Игра «Доскажи словечко»

Я шариком пушистым
Белею в поле чистом,
А дунул ветерок –
Остался…(стебелёк).

Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денёчка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший ….. (одуванчик).

Я – травянистое растение.
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение
И превращусь я в конфету. (Ирис).

Все знакомы с нами
Яркими, как пламя.
Мы, однофамильцы,
С мелкими гвоздями.
Полюбуйтесь дикими
Алыми ….(гвоздиками).

На лугу растёт ромашка,
Лютик едкий, клевер…(кашка).

Весёлые вопросы /развитие креативности/

На каких полях не растут цветы? (На полях шляпы).

На каком цветке гадают о любви?

Какой цветок искал отец для своей дочери?

Какой цветок выполнял желания девочки?

На какой цветок садится птичка во время проливного дождя?

Как сорвать цветок, чтобы не спугнуть бабочку?

Из какого цветка выросла девочка?

Какие маленькие человечки живут в цветах?

На листке какого цветка отправилась девочка в путешествие от жениха?

В каком городе жили маленькие человечки и как их звали? (Цветочный город; малыши-коротыши).