Мода и стиль - Женские заметки

Мода и стиль - Женские заметки

» » Мнемонические средства. Методы мнемотехники

Мнемонические средства. Методы мнемотехники

Техника запоминания исторических дат - одна из наиболее простых в мнемотехнике. Для чтения картинок из своего воображения достаточно вспоминать картинки приблизительно. Если вы можете прочитать точную дату по припоминаемой ассоциации (спутник - чай, лед, арбуз), значит, вы вспоминаете образы достаточно четко. Обратите внимание, что ваша память не воспроизводит написание слов или чисел, но хорошо воспроизводит образы и звучание слов и фраз. Например, вы не видите написание буквами «Капитолийская волчица» - символ Рима, но когда вспоминаете её зрительный образ, вы легко можете вспомнить его название без специального запоминания. Таким образом, мнемоника активно использует свойство нашей памяти быстро связывать с образами слова и короткие фразы (в виде звуков речи, но не в виде букв и цифр).

Техника запоминания исторических дат обеспечивает пожизненное запоминание. Но информация каждый раз вспоминается в виде картинки, ассоциации (общий вид карточки, невидимая шпаргалка), читается из воображения точно так, как вы читаете образы, видимые на карточке на экране.

Методы кодирования чисел в зрительные образы - достаточно сложные. Поэтому в современной мнемонике даётся заранее составленный справочник образных кодов чисел, выполненный в виде фотографий на карточках.

Иллюстрированная система образных кодов, существующая в настоящее время только в русскоязычной мнемонике, является одним из основных методов запоминания, наряду с «ударным методом» - приемом образования искусственной ассоциации (связь нескольких образов в частями одного образа).

При использовании одинаковых образов для чисел, названий месяцев и других часто повторяющихся элементов информации, возможен быстрый поиск в памяти информации с одинаковыми элементами. Например, элемент «лед» - октябрь. Если представить образ «лед», память покажет все картинки, в которых есть этот образ: 12 октября 1492 г. - открытие Америки Колумбом; 14 октября 1066 г. - битва при Гастингсе; 4 октября 1957 года - запуск первого ИСЗ… В мнемотехнике описываются и другие интересные эффекты памяти. Например, образы можно перезаписывать в памяти. Если вы запомнили дату с ошибкой, её можно перезаписать. Для этого на тот же центральный образ (спутник), на те же его части нужно запомнить другие образы. Старые образы будут затерты.

Объём запоминания с помощью мнемоники ограничен достаточно низкой скоростью запоминания (в среднем 6 секунд на запись в память одной связи). Мнемоническое запоминание похоже на образное конспектирование: запоминается самое важное и в виде зрительных образов. Мнемоника вполне может заменить традиционные бумажные шпаргалки. Но в отличие от них, мнемонические «шпаргалки» - невидимые, и могут сохраняться в памяти пожизненно.

История

Предпосылки появления

Искусство запоминания было особенно важным в дописьменные периоды человеческой истории. Так жрецы, шаманы, сказители должны были запоминать огромные объёмы информации. Даже после появления письменности искусство запоминания не утратило своей актуальности. Очень малое количество книг, дороговизна материалов для письма, большие масса и объём написанной книги - всё это побуждало запоминать текст. Сказывалось также и длительное время нахождения в дороге во время путешествий, когда читать и писать было невозможно и приходилось пользоваться тем, что есть в памяти.

Первые тексты

Первые известные нам тексты по мнемонике создавали древние греки. Искусство запоминания также развивалось средневековыми монахами, которым нужно было помнить огромное количество богослужебных текстов. В эпоху Возрождения, когда знания стали считаться силой (Френсис Бэкон : «Knowledge itself is power», «Знание само по себе - сила»), способность держать знания в голове также ценилась очень и очень высоко. Например, книги по мнемонике писал Джордано Бруно . В своих показаниях трибуналу инквизиции он сообщает, что напечатал во Франции книгу о памяти под названием «О тенях идей». Учитывая то, что Бруно приглашал к себе король Генрих III (король Франции) , желая выяснить - откуда у него столько знаний, следует предположить, что Бруно хорошо владел искусством запоминания.

Речевые конструкции

Методы

Цифро-буквенный алфавит

Суть его заключается в том, что каждой цифре ставятся в соответствие какие-то буквы. Алфавитов таких известно несколько.

0 . конечно же, буквы Н и Л в слове «Н оЛ ь».

1 . Р от слова «Р аз».

2 . Д - «Д ва» и Г , так как эта цифра больше всего напоминает данную маленькую букву.

3 . Т от «Т ри» и 3 - по внешнему сходству.

4 . Ч от слова «Ч етыре» (и, кстати, напоминает внешним видом), но более часто К от слова «Квадрат».

5 . П - «П ять» и Б , по схожести звучания (и по внешнему виду).

6 . Ш - «Ш есть» и Ж , тоже по схожести звучания.

7 . С - «С емь», и, обычно этого хватает, так как С - очень распространённая буква.

8 . В - «В осемь» (внешнее сходство тоже сильное) и, иногда, сходное по звучанию Ф .

9 . Здесь сложнее. Можно М от слова «M ного», так как 9 самая большая цифра.

Использование зрительной памяти

Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать зрительную память . Может использоваться для запоминания стихотворений, опорного плана, последовательности действий и т. п. Такие приемы особо эффективны для людей с доминированием зрительной памяти над другими видами памяти.

Многим знакома ситуация, когда возникала проблема получить связанные с каким-нибудь зрительным образом некие недавно образованные ассоциации, связи. Например, вспомнить фамилию человека. Если фамилия как-то помечалась (особенно, если как-то запоминательно - с какими-либо значимыми, примечательными событиями, эпизодами, дизайнами и т. п.), то достаточно взглянуть на место записи (например, классный журнал), как нужная фамилия сразу вспоминается. Но если известно, что такого «костыля» для мозга под рукой может не оказаться, лучше сделать его заранее «искусственно». Уж он всегда будет «под рукой».

Приём Смысловой рисунок : создаётся «зрительный каркас (скелет, план)», по которому можно «прогуливаться» в произвольном порядке и с произвольной точки.

  • Запоминание стихотворения
    • Каждая строка (либо несколько строк) обозначается (кодируется) своим поясняющим шаблоном-«иероглифом » (графическим символом, схематическим рисунком). Для кодирования процесса/объекта (смысла) используются стандартные либо самостоятельно придуманные ассоциативные символы (лучше запоминаются первые возникшие ассоциации, связанные с запоминаемым объектом). Расположение кодирующих символов - обычно последовательно слева направо либо сверху вниз. При ручной прорисовке символов активизируется также и моторная память, что увеличивает запоминание. Схематические рисунки лучше «помещать» по хорошо известному пути (использование памяти запоминания местности, её объектов и рельефа), например, пути домой («развешивать», «прибивать», «вкапывать», ставить за угол и т. п.). После расстановки всех таких «иероглифов» достаточно мысленно «идти» по этой дороге и «считывать» расставленные рисунки-знаки. «Закодированная» в них ситуация должна ассоциативно всплывать в памяти.

Использование вспомогательных предметов

Использование некоторых «подсобных приспособлений» позволяет облегчить запоминание некоторой важной информации. Например, для запоминания того, «растущей» ли является фаза Луны, можно использовать палец, «приставленный» к полумесяцу на небе: если получается буква Р - растущая, иначе С - стареющая (вариант: Р - ребёнок, С - старик). Аналогичное правило есть и во французском языке: p - premiere (первая четверть), а d - derniere (последняя четверть).

Использование звуковой памяти

Используются различные внешние структурирующие приёмы, позволяющие активизировать звуковую память

Можно использовать и «принцип сюжета» - сочинить рассказ (сюжет), в котором задействованы запоминаемые слова. Например, чтобы запомнить последовательность слов: «Слон, домик, телевизор», - придумываем: «Слон шёл к себе в домик смотреть телевизор» .

Мнемонические фразы, приёмы, истории

Русский язык

  • Шорох чопорный трущобы шов крыжовник и обжоры
  • Шорох - в крыжовнике, шов - в капюшоне
  • Девчонка в рубашонке
  • То, кое, либо, нибудь - дефис не позабудь, а частицы бы, ли, же - все раздельно их пиши (разделяй давай уже)
  • Были же (бы, ли, же) мечты, сомнения и утверждения, что сомнения рассеются, а мечты осуществятся
  • Не чудесно, не прекрасно, а ужасно и опасно букву т писать напрасно
  • Здесь, здание, здоровье, зги
Собирать, стирать, задира - Повнимательней гляди: Если в слове имя Ира, Значит, в корне буква и . Если после корня - а , В корне будет и всегда. Вот пример, запоминай: Ноги вытер? - Вытирай! Мошенн ик у тружен ика одну н украл!

Предлоги

Если «й» закрался в слог, То тогда мы пишем «об». Если гласный пред тобой, Пишем «о» само - собой. Перед гласным пишут «об», Об этом знаю точно. А перед согласным пишут «о», Скажу вам даже ночью.

Ударение

Фено́мен звони́т по среда́м, Приня́в догово́р по года́м, Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта. Как у нашей Марфы Есть в полоску ша́рфы! Срубили ель, сорвали щаве́ль. Долго ели то́рты - Не налезли шо́рты! Звони́т звонарь, Звоня́т в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Ты нам шторы не вози, Мы повесим жалюзи́

Исключения

  • Уж замуж невтерпёж - мнемофраза для запоминания наречий без
  • Цыган на цыпочках цыплёнку цыкнул: «Цыц» - мнемофраза для запоминания слов с после
  • оловянный, деревянный и стеклянный - «в школьном окне» (стеклянное стекло, деревянная рама и оловянный шпингалет)
  • У девчонки чужой парчовый башмачок - нехорошо. Бережёт перчёную тушёнку на ночёвку - мнемофразы для облегчения запоминания, в каких случаях под ударением после шипящих пишется О и Ё.
  • Надеваю одежду, одеваю - Надежду - для запоминания употребления «одевать» и «надевать».
  • Горению творца поклоняйся - для запоминания употребления корней «гар»-«гор», «твар»-«твор» и «клан»-«клон».
  • Автомотовелофототелерадиомонтёр - все эти приставки пишутся слитно.
  • Не чудесн о, не прекрасн о, а ужасн о и опасн о букву «Т» писать напрасн о в словах «вкусн ый, интересн ый» - В этой фразе собраны 7 слов, где не пишется «Т» между «С и Н».
  • Психиатр и педиатр пошли в театр .
  • Стихотворение, с помощью которого школьники в дореволюционной России запоминали слова с ятем (Ѣ ) :
Бѣдный бѣглый бѣлый бѣсъ Пообѣдать бѣгалъ в лѣсъ Бѣлкою по льду он бѣгалъ, Рѣдькой с хрѣномъ пообѣдалъ. Пообѣдавъ, далъ обѣтъ, Далъ обѣтъ надѣлать бѣдъ.
  • «Ростовщик Ростислав поехал в город Ростов , чтобы заниматься разной отраслью . По дороге ему попались росток , переросток и мальчик-подросток » - Исключения на слова с корнем «рас», «рос».

Глаголы

Исключения второго спряжения (звучат в фильме Плюмбум, или Опасная игра):

1) Гнать, держать, дышать, зависеть, видеть, слышать и обидеть, а ещё вертеть, смотреть, ненавидеть и терпеть. 2) Гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать и вертеть, и смотреть, и ненавидеть, и обидеть, и терпеть. 3) «Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть И обидеть, и терпеть, И зависеть и вертеть. Вы запомните, друзья. Их на -Е спрягать нельзя.» 4) Ко второму же спряженью Отнесём мы, без сомненья, Все глаголы, что на -ить, Исключенья: брить, стелить. И ещё: смотреть, обидеть, Слышать, видеть, ненавидеть, Гнать, дышать, держать, вертеть И зависеть и терпеть .

5)Смотреть, все слышать, видеть, зависеть, ненавидеть, вертеть, держать, дышать, терпеть, обидеть, гнать.

Согласные

  • Глухой согласный
    • - СТёПКа ФеЦ, ХоЧеШь ЩеЦ? (- СТёПКа, ХоЧеШь ЩеЦ? - Фи! )
    • - ФоКа, ХоЧеШь ПоеСТь ЩеЦ?
    • - ПеТьКа ФеС, ХоЧеШь ЩеЦ?
  • Звонкий согласный
    • Мы Же Не ЗаБыВаЛи ДРуГ ДРуГа!
  • Непарные звонкие согласные
    • звонкий ЛаМиНаРиЙ
    • НоРМаЛьНыЙ
    • МиНеРаЛьНыЙ
  • Непарные глухие согласные
    • глухо ЧиЩу ЦеХ
  • Непарные твёрдые согласные
    • твёрдо Шёл Жирный Цыплёнок
  • Непарные мягкие согласные
    • мягкий ЩуЧиЙ хвост

Падежи русского языка

(именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

«И ван (Ирина) Р одил Д евчонку, В елел Т ащить П елёнку». «И мя Р ебёнку Д али, В инни Т оптыжку П розвали». «И ван Р убил Д рова, В елел Т ащить П илу». «И ван Р убил Д рова, В арвара Т опила П ечь». «И ван Р оманов Д ал В ите Т етрадь П одержать». «И звините Р одители Д айте В анюше Т аблеток П окушать». «И ван Р одной Д ай В одицы - Т ётя П росит». «И ваниха Р одила Д евочку В ерочку, Т олстенькую, П узатенькую». «И ра Р одила Д евочку В алюшу, Т олстенькую, П узатенькую». «И Р одила Д арья В аньку Т олстого, П узатого». «И ван Р оманович, Д айте В ашу Т рубку П окурить». «И ван Р ешил Д орогую В азу Т ане П одарить».
  • Имя Родители Дали, Винни Топтыжкой Прозвали (Имя Родители Дали - Винительным Творцом Прозвали)

Слова с

  • У подъезда адъютант ждёт фельдъегеря - напоминает, что после некоторых приставок пишется твёрдый знак.

Слова с в корне

Астрономия

Название и порядок следования планет Солнечной системы

(Плутон - с 2006 года карликовая планета).
  • Мы Встретимся Завтра, Мой Юный Спутник, У Новой Планеты
  • Мы Все Знаем: Мама Юли Села Утром На Пилюли
  • Мудрая Волшебница Златоглавая Модница Южных Стран Увлекается Новейшей Поэзией
  • Планеты Нетрудно Упомнить Самому Юному Малышу, Зная Венеру, Меркурий
  • Мы Все Знаем: Многие Юные Сурки Учат Названия Планет
  • Морозным Вечером Залез на Мачту Юнга Стремясь Увидеть Незнакомый Порт
  • Можно Вылететь За Марс Ювелирно Свернув У Нашей Планеты
  • Мама Варит Земляничный Морс, а Юный Сын Уже Не Плачет
  • Мерял Веня землю Марусиной юбкой сатиновой да урановой, непутёвый он плут.
  • Медвежонок Ветчину Закусил Малиной, Юркий Суслик Утащил Ножик Перочинный
  • Мрачное Венерическое Заболевание Может Юрко Сразить Усталую Нимфоманку
  • Старый Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка
  • Меркурий - раз, Венера - два-с,
Три - Земля, четыре - Марс, Пять - Юпитер, шесть - Сатурн, Семь - Уран, восьмой - Нептун
  • Меньше Всего Замечает Мария Южного Солнца Улыбку На Пляже
  • Между Волками Зайчишка Метался, Юркнул, Споткнулся, Упал - Не Поднялся
  • Другой способ - сравнение с иными - похожими словами и составление предложения с их использованием.
    • Примеры: Меркнет (Меркурий) моя подруга Венера (Венера) на Земле (Земля), потому что съела Марс (Марс), лежавший на пюпитре (Юпитер), а обёртку бросила в полную, то есть сытую урну (Сатурн), крикнув после этого «Ура» (Уран) и не ПТУ (Нептун), а институт окончила, сбежав потом с каким-то плутом (Плутон).
    • Мерку Венеры Земной Марсианин У Питерского Сада урн Уронил, Непутёвый
  • Запомнить акроним: МеВеЗеМа ЮСУНП
  • Мнемоника планет Алексея Головнина: Медленно Везёт Землю Маленький Питер; Сад Украшен Небьющимися Плафонами.

Спектральные классы звёзд

Спектральные классы звёзд: O, B, A, F, G, K, M

География

Информатика

  • мнемокод , мнемонические (символьные) обозначения команд
  • Мнемоники в HTML , символ-мнемоника (конструкция SGML, которая ссылается на символ из набора символов документа)
  • Уровни эталонной модели ISO/OSI :
    • по-русски (физический, канальный, сетевой, транспортный, сеансовый, представлений, приложений):
      • Футбольный Клуб Спартак? Только Слабых Привыкли Побеждать!
    • по-английски (Physical, Data link, Network, Transport, Session, Presentation, Application):
      • Please, Do Not Throw Sausage Pizza Away
      • Peter Did Not Take Suzy Partying All Night
      • All People Seem To Need Data Processing - в обратном порядке
      • Админ Подкалывал Сисопа Тебе Нужна Другая Попа - на русском
  • Кодирование
    • Морзянка : использование звуковой памяти (аудиопамять), кодирование абстрактной информации звуком (напевом). Например: · − (ай-даа = А,А); − · · · (баа-ки-те-кут = Б,В); · − − (ви-даа-лаа = В,W).

Математика

Пи (число)

  • Нужно только постараться
    И запомнить всё, как есть:
    Три, четырнадцать, пятнадцать,
    Девяносто два и шесть.
    - С. Бобров "Волшебный двурог"
    • - Что я знаю о кругах? (3,1415)
      - Вот и знаю я число, именуемое Пи - Молодец! (3,1415927)
      - Учи и знай в числе известном за цифрой цифру, как удачу примечать! (3,14159265359) - этот диалог предложил Я. И. Перельман
    • Она и была, и будет уважаемая на работе
    • Кто и шутя, и скоро пожелаетъ «Пи» узнать число - ужъ знаетъ
    • Кто и шутя, и играя возжелает «Пи» узнать число - его узнает
    • Это я знаю и помню прекрасно - «Пи» многие знаки мне лишны, напрасны
    • Как я хочу и желаю надраться до чертей после сих тупых вопросов, наводящих тяжёлую депрессию!

E (число)

  • Русский вариант до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045…): Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника - 45, 90, 45)
  • В другом варианте правила e связывается с президентом США Эндрю Джексоном : 2 - столько раз избирался, 7 - он был седьмым президентом США, 1828 - год его избрания, повторяется дважды, поскольку Джексон дважды избирался. Затем - опять-таки равнобедренный прямоугольный треугольник
  • Длины слов кодируют первые цифры числа:
    • ""Мы порхали и блистали,
      но застряли в перевале:
      не признали наши крали
      авторалли

Квадратный корень из 2

  • Длины слов кодируют первые цифры числа (1,4142135623730950488016887242097):
    • Я Катя, я дура, но я вот нашла корень из два

Квадратное уравнение

  • Для запоминания уравнения существуют различные правила: ,

Двойное векторное произведение

  • Тело, всунутое в воду,
    выпирает на свободу
    с силой выпертой воды
    телом, всунутым туды.
  • Если тело вперто в воду,
    то оно не тонет сроду.
    Его прет из под туды
    сила выпертой воды.
  • Если тело впёрто в воду,
    не утонет оно сроду.
    Сила выпертой воды
    его выпрет из туды.
  • Тело, впёрнутое в воду,
    выпирает на свободу
    с силой выпертой воды
    телом, впёрнутым туды.

2) Запоминание формулы: РоЖа - Во! , а также можно просто запомнить марку вина «Рожеве» (РоЖэВэ)

где - плотность жидкости (газа), - ускорение свободного падения , а - объём погружённого тела (или часть объёма тела, находящаяся ниже поверхности)

4) Предэкспоненциальный множитель в распределении Максвелла

запоминается как молоко для двух паршивых котов (данный вариант был придуман И. В. Савельевым).

Знаки : в слове «анод» и в слове «плюс» по 4 буквы, а в «катод» и «минус» - по 5 Процессы: (в электрохимии) «катод» и «восстановление » - на согласную (на катоде идёт восстановление), «анод» и «окисление » - на гласную (на аноде протекает процесс окисления)

7) Механическая работа- A=FS, запоминается как марка пива «Эфес Пилснер» или просто как «Эфес».

  • К ак о днажды Ж ак-з вонарь г ородской с ломал ф онарь. (Как Однажды Жан Звонарь Головою Снес Фонарь)
  • К от о слу, ж ирафу, з айке г олубые с шил ф уфайки
  • К аждый о формитель ж елает з нать, г де с качать ф отошоп
  • К варк о кружает ж аркий з анавес г люонов, с оздающих ф люиды
  • К аждая о бразованная ж енщина з автракает г орячими с ырыми ф рикадельками
  • К радётся о сень,
    Ж ара з атмилась г лубиной.
    С инеет Ф удзияма
  • К аждый о хотник ж елает з нать, г де с идит ф азан .
Для запоминания Правила Хунда существует мнемоническое «правило трамвайного вагона»: Ты приглядись, решив присесть,
К местам трамвайного вагона:
Когда ряды пустые есть,
Подсаживаться нет резона.
См. также

Время, календарь

  • Количество дней в месяцах года
    • По костяшкам пальцев. Надо сжать руки в кулаки и сложить два кулака вместе, боком друг к другу, как будто двумя руками держишь карандаш. Счёт месяцев идёт по выступающим костяшкам пальцев и по впадинкам между костяшками. Если месяц приходится на костяшку, значит он длинный, в нём 31 день; если на впадинку - значит короткий, в нём 30 дней, или 28/29, если это февраль. Январь - костяшка мизинца, февраль - впадинка между мизинцем и безымянным пальцем, март - костяшка безымянного, и т. д. Месяца июль и август приходятся на костяшки указательных пальцев, между ними ложбинки нет.
    • Второй способ:

«АпЮнСеНо» - 30 дней
Ап - АПрель
Юн - иЮНь
Се - СЕнтябрь
Но - НОябрь

    • По клавишам фортепиано отсчтитывать месяцы по нотам хроматической гаммы, начиная от ноты фа - белые клавиши будут приходиться на месяцы, в которых 31 день.
  • Переход на зимнее\летнее время
    • Порядок перевода стрелок часов на летнее /зимнее время: определяется правилом первых букв: «ВВ - весной вперед, ОО - осенью обратно» (сокращённо: «ВВ ОО»).
    • второй способ: «Стрелки переводим к лету» - весной стрелка хочет приблизить наступление лета и поэтому переводится на час вперед, осенью стрелка не хочет так быстро прощаться с летом и поэтому уходит на час назад.

Медицина, биология

  • Днём работают с колбочками , ночью ходят с палочками - для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза.
  • Об осёлок осёл топорище точит, а факир, вращая (в прошлом: сощурив) глаз, выть акулой хочет - чтобы запомнить очерёдность пар черепно-мозговых нервов (по латыни): olfactoruis, opticus, oculomotorius, trochlearis, trigeminus, abducens, facialis, vestibulocochlearis (в прошлом, по BNA: statoacusticus), glossopharyngeus, vagus, accessorius, hypoglossus.
  • Очи Запавшие, Грудь Богатырская, Темя Опущено, Локоны Серые - Я Буду Делать Портрет - названий черепных нервов по-русски: (обонятельный, зрительный, глазодвигательный, блоковый, троичный, отводящий (глаз), лицевой, слуховой, языкоглоточный, блуждающий, добавочный, подъязычный). Также: «Oрел зоркий глаз бежал тайком от лисы- пипец, я буду дома поздно» . И вариант - О, Зиночка! Голубка Белокрылая, Тебя Одну Лишь Вижу Я, Бедная Девочка Печальная (только «слуховой» нерв в этой поговорке называется «вестибуло-кохлеарный»). И ещё вариант -«Нюхай, Зри, Глазами двигай, Блок Тройничный Отводи; Лицо, Слух, Язык и глотку понапрасну не Блуди. Добавляй Под язык»
  • Для запоминания названий и расположения костей запястья (кости перечисляются по кругу):
В ладье (ладьевидная) при луне (полулунная) Трое (трехгранная) ели горох (гороховидная) Да снимали с крючка (крючковидная) Рыбьи головы (головчатая). Торопились, увидя (трапециевидная) трапецию (трапеция).

Химия

Таблица химических элементов Менделеева

Для облегчения запоминания придумывается история, в которой элементы таблицы Менделеева становятся как бы героями, либо используются в практических целях, например:

«Воду родную (Водород) смешали с Гелем (Гелий), чтобы Лить (Литий). Да, Бери и лей (Бериллий) в сосновый Бор (Бор), где из-под Угла родного (Углерод) выглядывает Азиат (Азот), причём с такой Кислой рожей (Кислород), что Вторично (Фтор) не хотелось смотреть. Но Не он (Неон) был нам нужен, поэтому мы отошли На три (Натрий) метра и попали в Магнолию (Магний), где Алю в мини (Алюминий) юбке намазали Кремом (Кремний) с содержанием Фосфора (Фосфор), чтобы она перестала быть Серой (Сера). После этого Аля взяла Хлорку (Хлор) и помыла корабль Аргонавтов (Аргон)» .

Процессы окисления-восстановления

  • О тдать - О кислиться, В зять - В осстановиться (слова начинаются с одинаковых букв; может ассоциироваться с «кислым», о пущенным выражением лица жадины, у которого что-то забирают, при получении же - в оспрявшее, в осстановленное).
  • Окислитель - это грабитель (в процессе окислительно-восстановительной реакции окислитель присоединяет электроны). Восстановитель - это тот, кто электроны отдаёт. Отдаёт грабителю, злодею-окислителю.

Смешивание кислоты и воды

В случаях приготовления растворов сильных кислот согласно правилам техники безопасности кислоту нужно лить в воду, но ни в коем случае не наоборот. Для запоминания этого лабораторного приёма существует несколько мнемонических правил:

Лей кислоту поверх воды,
А то недолго до беды!

Лила воду в кислоту - потеряла красоту.

Сначала вода,
Потом кислота,
Иначе случится
Большая беда

Не плюй в кислоту!

Химик, запомни как оду - льют кислоту в воду.

Валентность

Для запоминания валентности некоторых химических элементов существуют следующие мнемоническое стихотворение :

Железо , алюминий , хром - их валентность равна трём. Натрий , калий , серебро - одновалентное добро. Натрий , калий и аргентум - не всегда одновалентны.

Молярность - Нормальность

Зачастую у школьников вызывают путаницу понятия молярная и нормальная концентрация растворённого вещества в растворе . При этом очевидно, что они кратны друг другу и отличаются в число эквивалентов. Так например для соляной кислоты они совпадают, так как она содержит один эквивалент протонов. Серная же кислота содержит два протона, а ортофосфорная - три, следовательно для них молярность и нормальность отличаются в три раза. Для окислительно-восстановительных реакции отличаются в число передающихся электронов. Таким образом, важно запомнить, какая из двух концентраций больше. Для этого можно просто сравнить положения букв М (Молярность) и Н (Нормальность) в русском алфавите - Н позже М , и нормальность всегда больше или равна молярности.

Альдогексозы - изомеры глюкозы

  • All Altr uists Gl adly Ma ke Gu m I n Gal lon Ta nks - аллоза, альтроза, глюкоза, манноза, гулоза, идоза, галактоза, талоза

Биохимия

История

Однажды запомнив фамилии членов группы именно в этом порядке, их невозможно забыть (в соответствующей статье в Википедии они также перечислены именно в этом порядке).

Правила дорожного движения

  • Две железки, две воды, хулиганы и рабы - для запоминания дорожных знаков, повторяющихся вне населённых пунктов: железнодорожный переезд без шлагбаума, железнодорожный переезд со шлагбаумом («две железки»); выезд на набережную, разводной мост («две воды»); осторожно дети («хулиганы»); дорожные работы («рабы»).
  • Знаки регулировщика и разрешённые направления движения:
Из рукава в рукав и правее - описывает все возможные положения регулировщика относительно водителя и все разрешенные направления движения. Трамвай ходит по рукаву - описывает передвижение трамвая по сигналам регулировщика.
  • Помеха справа - кто правее, тот и прав .
  • Для запоминания правил использования противотуманных фар: в тёмное время суток - только вместе с ближним или дальним светом фар, а в условиях недостаточной видимости - не важно - как отдельно, так и с ближним или дальним светом фар:
Т ёмное В ремя суток - Т олько В месте Н едостаточная В идимость - Н е В ажно

Военное дело

Для поражения противника с первого выстрела (очереди) необходимо быстро определять и учитывать поправки на боковой ветер и движение цели. В руководствах и наставлениях по стрелковому делу даются величины поправок: для средних условий стрельбы при умеренном ветре - 4 м/с, дующем под углом 90° к плоскости стрельбы; для скорости цели 3 м/с по бегущим фигурам и по мотоцелям. Запомнить значения табличных поправок на все дальности стрельбы невозможно, да и нет необходимости. В реальных условиях на поле боя скорость и направление ветра, как и скорость движения цели, определяются приближённо, на глаз. Поэтому поправки можно учитывать по так называемым мнемоническим правилам, удобным для запоминания и дающим достаточную для практики точность подготовки исходных данных для стрельбы. Поправки на боковой ветер для стрелкового оружия удобно определять и учитывать в фигурах цели. Расчёт обычно делают в величинах наиболее типичной цели - фигурах человека (шириной 0,5 м). Результат легко пересчитывать в фигурах других целей. При боковом умеренном ветре, дующем под углом 90° к плоскости стрельбы, мнемонические правила следующие:

  • Для стрелкового оружия под патроны обр. 1943г: Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить
  • Для стрелкового оружия под винтовочный патрон и патрон калибра 5,45 мм: Ветер пулю так относит, как от прицела два отбросить и разделить на два

Иностранные слова

Использование мнемотехнических приёмов для запоминания иностранных слов. Обычно это слова, которые «выпадают» из памяти.

Английский язык

  • Pastime (времяпрепровождение). Примерное произношение (фонетическая ассоциация) - «пастайм»

Мнемоническая модель: Если нескольким людям нечего делать, то они так время (time - тайм) проводят - пасуют его туда-сюда, туда-сюда. Вот и получается времяпрепровождение. Таким образом, времяпрепровождение - это ПАСТАЙМ. Пас тайм - вот и времяпрепровождение (пасовать «тайм» друг другу)

  • puddle (

Почему, имея неплохую память, нам трудно запоминаются цифры, номера телефонов и особенно даты? Это поправимо. Поможет мнемотехника, о которой и пойдёт речь в нашей статье.

Мнемотехника - что это?

Прежде немного поговорим о мнемонике. С греческого означает «искусство запоминания». Это совокупность методологий и правил, которые направлены на улучшения работы памяти. Они помогают организовывать приходящую в мозг информацию, создавая ассоциативные картинки.

Запоминание цифр и сложных слов происходит посредством превращения их в некие красочные образы, благодаря этому, информация прочно закрепляется в нашем сознании. Мнемотехника, это не что иное, как реализация мнемоники на практике. Это совокупность приемов, которые помогают запомнить большие объемы информации.

Овладеть мнемотехникой может каждый и в любом возрасте. Для этого не нужно обладать сверхспособностями и специальными знаниями. Все будет зависеть лишь от того, сколько времени вы готовы этому уделить.

Виды мнемотехники

Рассмотрим их:

  1. Народная. Широко распространенная мнемотехника. Это не конкретная система запоминания, это некие приемы, которые используются людьми неосознанно. Косвенно нас учили их применять в детском саду и школе. Конечно, их эффективность низкая, не имеет научного обоснования и строгой системы.
  2. Классическая. Использовалась еще в глубокой древности для запоминания длинных ораторских речей. Набор приемов данного направления невелик. Лучшим примером классической мнемотехники станет метод «Цицерона», который рассмотрим ниже и «Вешалка».
  3. Педагогическая. В отличие от классической не использует за основу благодаря чему стала понятной и доступной большинству людей. Тут делается упор на естественное запоминание через усиленное переживание изучаемого материала. Это не что иное, как многократное чтение текстов, другими словами, зубрежка, конспектирование, срисовывание книжных иллюстраций. Привычный учебный процесс. В XVI веке эта мнемотехника одержала победу над классической. Методы первой по сегодняшний день применяются в современной системе образования.
  4. Цирковая, или как ее еще называют «эстрадная» мнемотехника. Использует принципы классической. Отличительная черта в особой кодировке информации, которая шифруется везде и в мимике и в жестах, интонации голоса. Главное, даже не само запоминание, а передача кода от ассистента к исполнителю разными способами. Получается, что используется только часть средств мнемоники.
  5. Спортивная. Речь идет о соревнованиях мнемонистов. Соревнуются по двум критериям: скорости запоминания и объема информации, запоминаемой однократно.
  6. Современная мнемотехника. Она подкреплена наличием теоретической базы. Существующие приемы на основе теории дорабатываются и объединяются в конкретную систему запоминания, которая будет направлена на решение той или иной задачи. Допустим, существуют комплексы упражнений для изучения иностранного языка. Наглядным примером станет метод «Джордано», позволяющий запомнить четкую, точную информацию.

Итак, мы коротко рассмотрели виды мнемотехники, приступим к обсуждению следующего вопроса.

Как она действует?

Итак, мнемотехника - что система запоминания. Нам тяжело удержать в голове и воспроизвести цифры, числовые ряды, списки слов и так далее, нежели логические, ассоциативные и другие связи между этими объектами. Именно по ним проще отыскать информацию в памяти. А если таковых связных нитей нет, их необходимо создать. Над чем и работает большинство приемов мнемотехники.

Как долго могут храниться в нашей голове эти зашифрованные объекты? Сколько потребуется. Главное - периодически их воспроизводить.

Память, как и наше тело, требует постоянной должен постоянно работать. Чем больше он загружен, тем эффективнее его производительность. Мнемоника известна еще из глубокой древности. Древние греки заметили прямую взаимосвязь памяти с органами чувств. Считалось, что чем больше эмоций получит человек в процессе жизни, тем ярче будут его воспоминая. Поэтому, выполняя упражнения для запоминания, необходимо подключать вспышки-ассоциации.

Ассоциации - основа. Только научившись воссоздавать в голове правильные и крепкие образы, можно двигаться дальше. Нелогичные и странные ассоциации способствуют лучшему запоминанию.

А как создать ассоциацию?

Есть несколько правил:

  1. Возникший образ поможет вспомнить информацию.
  2. Картинка должна быть нелогичной, нелепой и даже бессмысленной. Чем более неординарная ситуация возникнет в вашей голове, тем сильнее она врежется в сознание. Если же вам удается создать мысленно образ предмета, это пол успеха.
  3. Мнемотехника для начинающих покажется несложной, если научиться воссоздавать крупные, яркие, с детальной прорисовкой образы. К этому процессу желательно подключить все свои органы чувств.
  4. Пусть ассоциация будет смешной, первое, что могло прийти в голову.
  5. Представляйте себя. Для большей эффективности запоминания, приведите ассоциацию в действие.

К примеру, необходимо запомнить два слова: «верблюд» и «песочница». Представьте, что играете в песочнице, лепите куличики. А вдалеке около качелей стоит верблюд, жует колючку. И тут он уселся рядом, выставив огромные ноги в стороны, чтобы уместиться в малюсенькой песочнице. Вы смотрите и думаете, зачем здесь верблюд, я пришла в песочницу забирать сына. Что он тут забыл? Неожиданно верблюд прыгнул и скрылся за поворотом, а ребенок побежал за великаном вдогонку.

Поэтому, чтобы наша память долго хранила полученную информацию, следует сухие факты заменять яркими картинками. Приемов мнемотехники очень много, мы более подробно о некоторых поговорим ниже, так вот, каждый обладает рядом характеристик:

  • Новшество. Суть в том, что неважно, какой прием вы выбираете и какой сложности, главное, чтобы упражнение было новым, а, следовательно, и польза будет большей. Цель - выход из зоны комфорта.
  • Уровень сложности. Необходимо выбирать такие тренинги, над которыми нужно производить усилие, получать знания. К примеру, освоить новый язык.
  • Интерес, без которого далеко не уедешь. И еще, необходимо брать задания с нарастающим уровнем сложности. Он должен быть высоким, но не настолько, чтобы выявить вашу неспособность.

Результата можно достичь только путем регулярных тренировок. Итак, мы вкратце осветили на вопрос о том, что это - мнемотехника, немного поговорили о приемах, к которым позже снова вернемся. Разберемся, как научиться мнемотехнике.

Неважно, будь то мнемотехника для начинающих, или вы уже овладели некими азами, необходимо знать, чтобы развивать систему запоминания, ее нужно чаще использовать. Начинать стоит с простых задач. Если необходимо научиться запоминать цифры, начните с номеров телефонов, кредитных карт. Придумывайте длинные числовые ряды, допустим, пароль к аккаунту, и защиту поставите, и память потренируете.

Если вы хотите запоминать нечисловую информацию, можно воспользоваться книгой, только не художественной литературой. Потому что, мнемотехника - что это? Это совокупность методов и приемов, позволяющих запоминать большие объемы информации. А роман, как известно, содержит сюжет с логической последовательностью связанных событий. Присутствие этих связей, позволяет легко усваивать материал. Пусть лучше это будет физика, химия или география.

И еще некоторые советы по мнемотехнике для начинающих:

  1. Выбор метода. Важно правильно выбрать наиболее подходящую и соответствующую вашему типу мышления и восприятию систему.
  2. Выбор картинок и связей. В некоторых источниках даются однозначные рекомендации, к примеру, представить такие-то объекты, и что с ними необходимо делать. Но, каждый человек обладает индивидуальностью и преобразовывает полученную информацию в образы, основываясь на личном опыте, используя свои ассоциации. Поэтому не стоит останавливаться и отчаиваться, приведенные рекомендации могут послужить отправными точками.
  3. Повторение. Хорошего результата можно достичь путем многочисленных, регулярных тренировок. Их необходимо проводить каждый день или, хотя бы, три раза в неделю. Приобретенный опыт нужно закрепить, довести навык до автоматизма, чтобы в любой момент без труда им можно было воспользоваться. Повторяйте различные фразы. Памяти нужно показывать, что сохраненные объекты актуальны и важны для вас, доставайте из нее материал, который положили туда давно.
  4. Спокойствие. Тренироваться необходимо в полной тишине. Нет, это можно проделывать и в метро, но, главное, чтобы вы могли сконцентрироваться и абстрагироваться от окружающего мира. На начальном этапе освоения какого-то метода не позволяйте вмешиваться в процесс непрошенным эмоциям, гневу, стрессу и так далее. Во-первых, будет трудно понять, подходит ли он вам, а во-вторых, в последующей работе его использование может быть связано именно с этими ассоциациями, что будет мешать процессу запоминания.

Увлекательны, главное, вначале определиться с целью, для чего вам нужна развитая память: запоминать цифры (номера телефонов, пароли), для изучения иностранного языка или юриспруденции.

При изучении методов мнемотехники для начинающих, главной ошибкой становится иллюзия того, что после нескольких тренировок, многие считают себя профессионалами. В нужный момент ассоциация не срабатывает. Это все потому, что мало практических навыков для запоминания информации на длительный срок. Вроде бы связь между образами получилась правильной, но не сработала. Нужно много и упорно практиковаться, и методы мнемотехники шаг за шагом будут вам подчиняться.

А для чего, вообще, нужна мнемотехника?

Во-первых, мнемотехника - самообразование. Мы не только учимся запоминать большие объемы информации, она совершенствует работу мозга, это, во-вторых, тем самым улучшая нашу память. А в-третьих, постоянное применение техник позволит включить в работу и использовать:

  1. Внимание. Как известно, память и внимание тесно взаимосвязаны. Отслеживание связей между картинками, замена предметов образами тренирует внимание и улучшает концентрацию над производимыми действиями.
  2. Образное мышление. Его развитие способствует быстрому анализу и принятию решения.
  3. Способность к визуализации. Умение рисовать образы и ассоциативные картинки к ним, это уникальная возможность, которая помогает быстро запоминать большие объемы информации. И, вообще, меняет жизнь к лучшему, вы посмотрите на нее другими глазами.
  4. Воображение, которое мнемотехника прекрасно развивает. Вы заметите, как быстро сможете находить решение, а ваше видение будет ярким и нестандартным, причем окружающим будет казаться это сложным.

Вообще, мнемотехника способствует тому, что в работу включаются оба полушария головного мозга, левое отвечает за логику, правое за воображение. Обычно люди используют только одно полушарие, левое. Потому что применяют логический подход к решению задачи, а подключая правое, возможности мозга используются намного шире, делая процесс мышления более эффективным.

Рассмотрим основные приемы

Их можно практиковать каждый день и абсолютно всем:

  1. Базовый метод «Цепочка», для запоминания большого числа предметов. Он прост. Рекомендуется для начинающих в мнемотехнике. Допустим, нам нужно запомнить список продуктов для покупки. Что мы делаем, представляем яркий образ и склеиваем его мысленно с другим предметом, таким же пестрым, одинакового размера. Затем эти образы связываются между собой попарно. Когда связь образовалась, первая картинка из сознания убирается, переносом внимания на вторую. После этого возникает связь между вторым и третьим и так далее. Когда цепочка вспоминается, в сознании всплывает сразу несколько образов.

К примеру, нужно купить курицу, яйца и пшено. Представляем курицу, которая высиживает яйца. Цыплята вылупились и начинают клевать пшено. И так далее, выстраивается целая башня из образов. Так можно запомнить до сотни наименований.

  1. Прием «Матрешка». Тут образы соединяются парами. Первая картинка ассоциации всегда больше и содержит в себе второй. Тут, как в матрешке, одна картинка помещается в другую, при этом мелкий элемент представляется нам большим и соединяется с частью крупного объекта. При их соединении, внимание переводим на меньший, другой должен исчезнуть из сознания. Затем мы мысленно его увеличиваем и присоединяем третий. И так далее. Образы вкладываются друг в друга. При этом четко должны вырисовывать только два образа.
  2. Прием «Символизации». Применяется для запоминания абстрактных понятий. Кодируя некий образ, нужно задать себе вопрос, как его можно представить. Допустим, холод ассоциируется со льдом, лето с изумрудной травой, весна с букетом тюльпанов, а осень с желтыми кленовыми листьями.

Отличие приемов мнемотехники от зубрежки в том, что во втором случае информация запоминается после прочтения и повторения несколько раз. Здесь же запоминание происходит сразу, а потом, придерживаясь определенного алгоритма, полученную информацию необходимо повторять.

Теперь ясно, что мнемотехника для развития памяти является эффективным методом. Благодаря ней память не только улучшается, но и повышается скорость чтения, и быстрее усваивается информация.

Какие еще существуют мнемотехники и способы развития памяти?

Поговорим о методе «Цицерона» для запоминания текстовой информации. Он был так назван в честь великого исторического деятеля, философа, политика, превосходного адвоката, великолепного оратора, который на закате жизни стал консулом. Сделал огромный вклад в развитие европейской культуры. Он был объявлен врагом государства и казнен, но навсегда осталась память о нем.

Марк Туллий Цицерон обладал уникальной памятью, чем и был прославлен, являлся прекрасным оратором, и все свои речи говорил, не подглядывая в лист, воспроизводил даты, цифры и множество фактов и имен. Он всего лишь пользовался приемами мнемотехники, которую применял на практике древнегреческий поэт Симонид.

Сначала определимся, как работает метод

У него есть еще другое название «Римская комната». Смысл в том, что образы привязываются к знакомой обстановке дома, которые возникают в определенной последовательности. Благодаря этим ассоциациям, в памяти легко воспроизводились знакомые предметы интерьера, к которым привязывались, цифры, даты и имена. Этот метод пользуется популярностью в мнемотехнике у начинающих.

Принцип работы

Этот способ мнемотехники очень интересен. Есть определенные правила запоминания:

  1. Интерьер комнаты, рабочего кабинета или всей квартиры являются матрицей, к которой привязываются ассоциации объектов, которые необходимо запомнить. Тут важно придерживаться определенной последовательности, к примеру, передвигаться по часовой стрелке или по правой стороне, если представлять путь от дома к работе.
  2. Фиксация матрицы. Необходимо пройтись мысленно по комнате несколько раз, чтобы запомнить четкую расстановку предметов.
  3. Привязка информации к определенным объектам матрицы, к примеру, к обстановке комнаты или кабинета.

Есть некоторые особенности, облегчающие процесс запоминания по данному методу:

  1. Образы должны привязываться к предметам, которые хорошо освещены.
  2. Реальный размер объекта необходимо изменять на противоположный, если предмет большой, представляем его маленьким и наоборот.
  3. Связка знакомого предмета с новым образом должна быть яркой и динамической. Можно воспользоваться приёмом действия или просто включить воображаемую пеструю раскраску.

Приведем пример метода «Цицерон»

В качестве отправной точки будем использовать интерьер комнаты: дверь, угол, окно, зеркало, диван. Слова, которые нужно запомнить: ангел, крыса, огонь, старик, топор.

Ассоциация будет выглядеть следующим образом: Я подхожу к двери, и вижу, ослепляющего светом, ангела. Открываю дверь, а в угол бежит огромная крыса. Бросаю взор на окно, а его охватил пламенем огонь. Потом вижу зеркало, из которого на меня смотрит старик. Я подхожу к дивану, и начинаю бить его топором.

Популярна мнемотехника для у взрослых и не только. Ею могут пользоваться все, она эффективна и проста в применении. «Римская комната» научит легко запоминать информацию и воспроизводить ее в любой момент, не хуже пресловутого оратора.

И в заключение хочется отметить, что подходить ко всему нужно грамотно. Существует много литературы с методами запоминания, но в книгах смешивают различные, порой несовместимые приемы. Получается некий сыр-бор, в котором не прослеживается какая-либо система. Еще одной проблемой становится полное отсутствие теоретического обоснования применяемых методов. Без теории, любая практика будет неэффективной. Термины «мнемотехника» и «самообразование» тождественны, потому что, развивая память разными способами, мы получаем много новых знаний. А совершенствоваться необходимо постоянно.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 34»

Подготовил:

Старший воспитатель: М.Г. Мишукова

Славгород, 2015

Мнемотехника - искусство запоминания

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

Описание методики

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

На полях идет уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед,

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Лицей № 17»

Структурное подразделение-дошкольные группы

Консультация для воспитателей

Мнемотехника - искусство запоминания

Подготовил:

Воспитатель М.Г. Мишукова

Славгород, 2018

Мнемотехника - искусство запоминания

В 20-х гг. прошлого века, когда возник интерес к особенностям психического развития детей, некоторые психологи высказали мысль о том, что память ребенка сильнее, лучше, чем память взрослого. Основанием для таких суждений были факты, говорившие об удивительной пластичности детской памяти. Дети действительно необычайно быстро и легко запоминают самый разнообразный материал. Он как будто сам «прилипает» и запечатлевается ими без какого-либо отбора и без всякого труда. Дошкольники быстро запоминают незнакомые им слова иностранного языка, стишки, песенки, шуточные выражения, употребляемые взрослыми, фамилии-вратарей и других игроков разных футбольных команд или какие-то числовые данные о силе мотора в автомобилях «Москвич» и «Жигули». По сравнению с взрослыми запоминание аналогичного материала у ребенка происходит быстрее. Однако внимательное изучение деятельности памяти маленьких детей показало, что преимущество детской памяти только кажущееся. Прежде всего, дети действительно легко запоминают, но далеко не любой материал, а лишь такой, который им чем-то интересен и вызывает у них положительные чувства.

Что такое МНЕМОТЕХНИКА?

«Мнемотехника» и «мнемоника» – это «техника запоминания«. Слова эти происходят от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга, позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

Сейчас же мнемотехника используется для запоминания различных видов информации: списки телефонных номеров, хронологические таблицы, разнообразные числовые таблицы, анкетные данные, сложные учебные тексты, содержащие большое количество терминологии и числовых сведений и т. п.

Мнемотехника – навык. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.

Но есть определенные приемы, освоив которые, можно в разы быстрее запоминать огромное количество информации.

Этот навык можно сравнить с работой компьютера:

  • сознательно стирать запомненные данные;
  • контролировать длительность запоминания;
  • перемещать запомненные данные.

На самом деле, это очень увлекательное занятие. Освоив даже самые простые приемы можно с легкостью в этом убедиться, к тому же навык специального запоминания дает массу полезных преимуществ.

Так что же дает мнемотехника?

  • возможность накапливать огромное количество информации;
  • колоссальную экономию времени при запоминании;
  • возможность быстрого обучения;
  • мощное развитие мышления и внимания;
  • эффективную гимнастику для мозга

Суть методики для запоминания стихов

На протяжении дошкольного детства одной из задач, стоящих перед педагогами, является ознакомление детей с художественной литературой, разными её жанрами. Поэзия как один из жанров литературы, является источником и средством обогащения образной речи, развития поэтического слуха, этических и нравственных понятий. С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Для методики заучивания стихов существенно знание особенностей восприятия и запоминания стихов детьми. Облегчает восприятие поэзии и процесс запоминания стихотворений любовь детей к звукам и игре с ними, к повтору, особая чувствительность к рифме.

Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.

Использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи позволяют детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, ее перекодировать, сохранять и воспроизводить в соответствии с поставленными учебными задачами.

Однако для развития связной речи использования одних искусственных приемов запоминания мало, поскольку основной опорой запоминания являются не искусственные, а логически оправданные, осмысленные связи, устанавливаемые как внутри того, что запоминается, так и между запоминаемым материалом и чем-либо уже хорошо известным. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются изображения предметов. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов

Основное место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала мнемотаблиц.

Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами сокращает время обучения и решает задачи, направленные на:

Развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышлении;

Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних этапах обучения дети самостоятельно заполняют таблицу.

Так, детям дается чистый лист, разделенный на несколько клеток (бланк-мнемотаблица). Педагог на доске по одному полю заполняет пустые клетки мнемотаблицы. Дети рисуют на собственных бланках. Таким образом, каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою собственную мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность рассказать стихотворение.

Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он должен начать, чем продолжить, а также как его завершить. При заучивании стихотворений можно использовать опорные рисунки. Данный прием увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Предлагаемая методика очень хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность при работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще «опирается» на образы, и именно по ним проще запомнить слова, фразы и даже цифры, которые до этого запоминались с большим трудом.

Другими словами, если ребенку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками – эффективность запоминания увеличивается на порядок.

Описание методики

Берем заданное на изучение стихотворение.

1. Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

2. Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заменить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

3. После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

4. Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

Для примера, рассмотрим стихотворения Т.Бокова

Осень скверы украшает

Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем

Птиц, зверей и нас с тобой.

На полях идет уборка –

Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед,

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Для того, чтобы лучше запомнить это стихотворения. Разбиваем его на отдельные блоки. Берем лист бумаги (складываем его на восемь частей), карандаши, и рисуем то, с чем у нас ассоциируется та или иная строка стиха.

Предположим, что на первый блок «осень скверы украшает разноцветною листвой», ребенок нарисует листья.

Такой простой образ сразу напомнит дошкольнику двустишье из стиха, и не позволит забыть нужный блок.

Аналогичные действия с другими блоками.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи. Поэзия очень хорошо развивает в ребенке эстетические, нравственные и эмоциональные качества.


Данных, которые основываются на специфике человеческой психологии и правилах запоминания.

Изучение и применение приёмов мнемоники помогает лучше усваивать информацию различного характера:

  • цифры, даты;
  • специфические тексты;
  • терминологию;
  • личные данные;
  • иностранную лексику.

Основным принципом любых мнемонических методик считается подмена абстрактных объектов теми понятиями, которые имеют визуальное или чувственное представление.

Как действует мнемотехника?

К 18 годам в мозге человека образовывают миллионы нервных клеток и путей, помогающие в оптимальные сроки обрабатывать входящие данные, находить решения задач и выполнять стандартные действия при минимальных затратах умственной деятельности. Однако если постоянно использовать только проверенные навыки, мозг перестанет развиваться. Поэтому периодическая встряска для мозга очень важна.

Память по своим свойствам аналогична мышце, т.е. ей также требуется тренировка, чтобы быть в тонусе, как и тело. Если ей не заниматься, то со временем она начнет давать сбой. Чем больше мозг нагружается, тем лучше он проводит анализ и запоминает информацию. Наиболее эффективные упражнения нарушают рутину умственной деятельности, и стимулирует интерес к самосовершенствованию.

Мнемоника известна человечеству ещё из древности. Уже в Древней Греции было подмечено, что память взаимосвязана с органами чувств. И чем больше эмоций получает человек в процессе жизни, тем ярче будут воспоминания. Поэтому, при тренировках по запоминанию, необходимо подключать яркие ассоциации.

Для того чтобы память хранила длительное время полученные данные, следует произвести замену факты на представления, которые имеют кинстическую, визуальную и аудиальную форму. То есть, заменить сухой факт на яркий образ.

Приемы мнемотехники довольно разнообразны, но каждый из них обладает конкретными критериями:

  • Новое. Не имеет значение, какое задание выбрана и насколько оно тяжело – если оно новое, то и польза от него будет большая. Главная цель приема – выйти из привычной и обыденной зоны.
  • Уровень сложности. В качестве заданий необходимо выбрать то упражнение, которое требует умственного усилия, а, следовательно, дает знания. К примеру, можно учить язык или осваивать музыкальный инструмент.
  • Интерес. Чем больше увлекается человек новым занятием, тем выше шанс, что это увлечение надолго. Помните, что уровень сложности тренировок должен быть высокий, но не настолько, чтобы признать свою недееспособность. Необходимо выбирать занятия по нарастанию.

Приемы мнемотехники при регулярных тренировках дают эффективный результат. Можно запоминать все контакты из телефонной книги, легко вникать в правила грамматики английского языка, воспроизводить конспекты и многое другое.

Приёмы запоминания

Цифры, даты и различные события, связанные с ними, можно запоминать с помощью ассоциаций с другими значимыми цифрами или благодаря системе Шед. Согласно данному подходу, даты из истории или номера домов, можно запомнить, если составить фразу, состоящую из слов, располагающихся в определённом порядке. При этом буква в таком слове будет соответствовать некой цифре. К примеру, чтобы не забыть число 896 через мнемотехники, то нужно составить фразу, в которой первое слово будет иметь строго 8 букв, второе – состоит из 9-ти и так далее.

Со специфическими текстами, которые никак не поддаются обычным методам заучивания или зазубривания, также помогут мнемонические приёмы.

Особенно метод ассоциаций. Поиск ярких ассоциаций, которые будут соединены с запоминаемой информацией, может стать не только полезным, но и увлекательным занятием. Даже тексты подобного плана можно заучить в виде рифмованных строк, которые также способствуют запоминанию. Этим же методом можно запоминать цифры.

Термины и понятия могут стать лёгкими для запоминания при условии использования такой техники, как созвучие. Много слов из научной терминологии имеют созвучные «аналоги» в более простом варианте языка.

Проблема с запоминанием лиц и имён. Что делать?

Для того чтобы зафиксировать в памяти личные данные о новом человеке и привязать их к нему, можно связать его с другим человеком, который является «тёзкой» (родителями, знакомыми, друзьями, политиками, актёрами и другими личностями).

Чтобы запомнить фамилию, можно использовать мнемонические приёмы, основанные на визуальных ассоциациях. Начните с изучением возможности замены или подборки аналога новой фамилии. Кроме того, вам может помочь какая-то примечательная черта человека, которую можно связать с ассоциацией.

Презентация: "Узнай самого себя. Что ты знаешь о своей памяти?"

Самым простым из мнемотехнических методов, которые помогут закрепить нужное имя, является сочетание таких приёмов: выказать интерес к человеку,

  • отметить его достижение или высказать комплимент,
  • повторить имя ещё раз;
  • ассоциировать полученную информацию с конкретной персоной.

Приемы мнемоники в изучении языков

Возьмите на вооружение метод фонетических ассоциаций, который появился из-за того, что в каждом языке мира можно найти слова или составные части словосочетаний, которые будут звучать примерно одинаково. Кроме того, в разных языках можно обнаружить слова, которые имеют общее происхождение. К примеру, слово constantly (наречие, постоянно) можно запомнить, если проассоциировать его со схожим словом из русского языка «константа».

Метод взаимодействия разных ощущений является мнемоническим подходом, который будет полезен тем, кто нацелен на беглую речь и хочет общаться на иностранном языке.

Согласно подобному подходу запоминания, нужно заучивать иностранное слово не как перевод с родного языка, а как ассоциацию с единицей иностранной лексики. В таком случае запоминается ещё и нужное понятие. К примеру, чтобы заучить слово из трёх букв «cat» нужно представить хвост и лапы, и, удерживая подобный образ в сознании, пару раз сказать (вслух) «cat», стараясь не думать о слове «кошка».

Важно: все шпаргалки следует создавать самостоятельно. Таким образом, информация лучше усваивается мозгом. Но если есть проблемы с фантазией или временем, можно применять готовые техники и шаблоны.

Как запомнить исторические факты при помощи мнемотехник?

Каждый человек помнит как сложно было готовиться к экзаменам по истории, ведь запомнить все даны и события довольно сложно. Но это только потому, что не пользоваться приемами мнемоники для подготовки к текстам. В данном случае мы предлагаем объединить несколько методик.

Первое, что следует сделать, это осознать, что история, это не только сухие даты, а определенная последовательность событий. Для того чтобы запомнить их в нужном порядке, следует составить ассоциативный ряд.

Рассмотрим на примере дату падения Византии – 1453г.

  1. Составим код из цифр и букв, т.е. каждая цифра – это буква. Например, 1 – с, 4 – т, 5 – о, 3 – г. придумайте слово из этих букв. Брать можно любые обозначения и слова.
  2. Затем мы закодируем слово по звуку, т.е. к «Византии» больше подходит визит.
  3. Упоминание о великой империи ассоциируется с королем.
  4. Свяжите эти элементы в мозгу. К примеру, король нанес визит столу и тот пал.

После нескольких тренировок и составления последовательных ассоциаций историю любой империи можно выучить и воспроизвести довольно легко. Все дело в практике.

Мнемоника работает

Большинство людей едва взглянув на предложение составить вышеупомянутую ассоциацию не станут этого делать, т.к. посчитают это сложным. Ведь чтобы запомнить одну дату нужно придумать историю.

Конечно, этот процесс вначале кажется трудоемким, ведь требуется напрягать фантазию, которую в повседневном ритме человек редко применяется. Однако после 2-3 таких заданий, упражнение не кажется уже таким сложным.

Цепочки мнемотехники работают. И вызвано это тем, что память не хранит сухие даты и факты, а вот образы, наполненные эмоциями – сохраняет надолго. Это научно доказанный факт.

В древнем Египте жрецы обладали тайным знанием о науке образности. Они бережно ее хранили от обычного населения. Отчего была такая важность?

Если перевести свое внимание из вне на внутреннее и проследить за тем, каким образом формируются мысли, то можно увидеть, что в голове они предстают в виде образа, но никак не в виде цифрового ряда. Если слово «король» легко ассоциируется с империей и человек применить эту ассоциацию, то полученная информация легко запомнится.

Каждая из мнемонических методик может быть использована для запоминания любого материала или информации. Разные мнемотехники постоянно пересекаются, помогая достичь наивысшего результата и тренировки памяти.

Здравствуйте, дорогие читатели!

У вас есть проблемы с памятью? Вам тяжело запоминать цифры и события? Тогда вам поможет мнемотехника. Вы не знаете, что это? Тогда я познакомлю вас с этим понятием, и вы будете помнить все и всегда.

Хотите? Знакомьтесь: мнемоника — приемы запоминания числовых сочетаний, событий, слов на основе ассоциаций.

Мнемоника как средство запоминания возникла еще в древности. Греки первые заметили, что память человека напрямую связана с его органами чувств. Чем больше впечатлений получает человек, тем ярче воспоминания. Следовательно, чтобы что-то запомнить, надо подключить различные ассоциации.

Чтобы память надолго сохранила некоторые слова или цифры, надо заменить факты и объекты на понятия и представления, имеющие кинестическое, визуальное и аудиальное представление. Иными словами, мы заменяем в уме сухие факты более яркими и впечатляющими образами.

Мнемотехника дает удивительные результаты. Вы сможете запомнить сотни номеров телефонов, правила по грамматике, анекдоты, планы-конспекты и т.д. Хотите попробовать? Тогда начнем.

Запоминаем числа с помощью мнемоники

Если вам нужно выучить большое количество цифр (автомобильных номеров, телефонов, математических действий), можете выбрать один из понравившихся методов запоминания с помощью мнемоники.

  • Цифробуквенный код. Техника основана на том, что каждому из чисел от 0 до 9 присваивается буква, соответствующая названию цифры, например: 1 – р (раз), ноль – н и т.д. Чтобы запомнить большое число, надо разбить его на пары цифр и каждой присвоить букву. Затем с этими буквами образуются слова: 58-53 (ПВ-ПТ – ПаВлин ПоТерялся). Лучше всего придумать несколько предложений или связный текст, тогда запоминание пойдет гораздо лучше.
  • «Вешалка». Эта необычная методика, заключающаяся в том, что на каждое слово придумывается созвучный или ассоциативный ряд. Затем с этими словами сочиняется история или сказка. Для простоты запоминания можно использовать рифмы, например: один – господин, два – голова и т.д. Иногда цифры представляют как одну кривую из кнопок на телефоне.


  • Совмещение образов и цифр. Данная методика обращается к форме написания числа. Например, один похож на шест или карандаш, ноль – на солнце и т.д. Затем найденные образы соединяются в какую-нибудь интересную запоминающуюся историю.
  • Метод О Брайена . Похож на предыдущие и состоит в присваивании каждой цифре образа какого-нибудь известного человека.

Используйте только один метод! Не пытайтесь задействовать сразу все! Это очень сложно и не продуктивно. Методики предназначены для кратковременного запоминания.

Они хороши, если нужно быстро подготовиться к экзамену или другому ответственному мероприятию. Выучить всю физику или математику с помощью этого метода у вас не получится. Хотя, кто знает?

Изучение иностранных языков с помощью мнемоники

Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является запоминание слов. К сожалению, традиционная зубрежка не всегда дает плоды. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, используйте следующий алгоритм запоминания:

  1. Создайте образ на основе слова.
  2. Свяжите образ со значением слова по ассоциации.
  3. Извлеките в нужный момент из памяти образ и восстановите звучание слова.


Обратимся к примеру заучивания английских слов по технике мнемоники, поскольку этот язык сегодня наиболее востребован в международном общении.

Приведем пример: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Представьте, что сова облетает аул. В нужный момент восстановите этот образ, и звучание придет к вам само собой.

Подобные «запоминалки» лучше создавать самостоятельно. Так они будут откладываться в памяти, поскольку были придуманы вами.

Однако если у вас не хватает фантазии и времени для обдумывания каждого слова, можно использовать готовые техники. Образы уже придуманы за вас: вы только применяете их на практике.

Многие современные преподаватели мнемотехники утверждают: если овладеть приемом в совершенстве, можно запоминать по 100 слов в час. Реально ли это?


Отзывы на различных форумах от людей, посещавших семинары мнемотехники, говорят, что методика действительно работает. Однако к ней надо приспособиться и настроить мозг. Не каждый из нас готов, глядя в словарь, выдумывать какие-то нелепые истории, а затем их запоминать!

Приемы запоминания исторических фактов с помощью мнемоники

Кто из нас не страдал от того, что ему необходимо готовить билеты по истории на экзамен, а запомнить все даты и события не представляется возможным? Это потому, что вы не использовали технику мнемоники для подготовки к экзамену по истории. Здесь можно объединить сразу несколько способов.

Для начала нужно понять, что история – это не просто даты, а именно их определенная последовательность. Чтобы запомнить их по порядку, надо составить ряд ассоциаций.

Обратимся к примеру. Предположим, что перед нами стоит задача освоить дату гибели Византии – 1453 год.

  1. Составляем число-буквенный код. Для этого каждой цифре присваиваем букву. Путь будет 4-чщ, 5-пб, 3-кх. Придумываем с ними слово, скажем, ЩеПКа. Можно взять другие обозначения, создав их самостоятельно.
  2. Далее кодируем по созвучию. Византия созвучна с пластиковой картой «виза».
  3. Как упоминание об империи представляем императорскую корону.


Соединяем все элементы в своем воображении. Пусть это будут номер карты в углу и ее тип – корона.

В нужный момент представьте себе карту и расшифруйте этот образ. Поверьте, сделать это будет легко.

Работает ли мнемоника?

Многие, посмотрев на цепочку ассоциаций, которые им предстоит осуществить, скажут, что это слишком сложно. Для запоминания единственной даты или ряда чисел приходится выдумывать целые истории.

Сначала этот процесс кажется трудоемким, так как требует напрягать воображение, а делаем мы это в повседневной жизни не так часто. Но после нескольких тренировок запоминание пойдет само собой.


Мнемонические цепочки действительно работают. Дело в том, что наша память предпочитает хранить не сухие факты и ничего не значащие слова и числа, а образы. Сегодня этот научный факт доступен всем, но мы им не пользуемся для своего блага.

В древности у египетских жрецов существовала так называемая «наука образности». Это было тайное учение, бережно хранимое от обычных людей. Почему образ так важен для нас?

Если вы внимательно проследите за своим ходом мыслей, то поймете, что думаете вы не словами или цифрами, а образами. Если слово ассоциируется с представлением, вы легко его запоминаете, оно даже может вызвать у вас определенные чувства.

То же самое с числами. Даже людей, окружающих нас, мы воспринимаем как некие созданные ими образы.

Почему бы для запоминания не создать образ самому? Постепенно вы привыкнете к такому ходу мыслей и не сможете без него существовать. Мнемоника станет вашим лучшим помощником.

Сегодня эту науку даже преподают в некоторых школах. Не напрасно. Может быть, мы сможем вырастить поколение с необычными способностями. А вот для быстрого счета используют другую методику — .