Мода и стиль - Женские заметки

Мода и стиль - Женские заметки

» » Пенсионный возраст для милиции в белоруссии. Военная пенсия в беларуси

Пенсионный возраст для милиции в белоруссии. Военная пенсия в беларуси

Читатель «Витебского курьера»: «Нигде в мире нет такого обмана »

Недавно в редакцию «Витебского курьера» пришло письмо от жителя областного центра, в котором он рассказал о том, как по новому пенсионному законодательству попали в «ловушку страхового стажа» военнослужащие, сотрудники МЧС, МВД и приравненные к ним лица.

«Есть такая профессия – Родину защищать». Фото Светланы Васильевой

Ситуация возникла в связи с введением новых правил пенсионного обеспечения, по которым период службы в силовых структурах не включают в страховой стаж, если сотрудник не отслужил 10 лет.

То есть если человек по каким-то причинам не отслужил указанный срок, то он лишается права на ведомственную пенсию. Кроме того, весь срок его службы не включается в страховой стаж для назначения пенсии по возрасту на общих основаниях. Это значит, что, например, сотрудник, будучи уволенным после 9 лет службы, должен будет трудоустроиться и успеть выработать страховой стаж не менее 16 лет на сегодня, — пояснил наш читатель.

По словам мужчины, во времена Советского Союза сотрудники силовых структур не платили взносы на государственное социальное страхование.

Так было до недавнего времени и в Беларуси. Взносы в фонд социальной защиты населения само государство не платило, причем здесь сотрудники? Людям гарантировали, что они полноценные работники, даже имеющие льготы.

А сейчас эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию, отметил наш читатель.

По закону, достигнув пенсионного возраста, они не имеют даже права на получение пособия по безработице и права на адресную социальную помощь. А по факту — трудно найти работу, чтобы содержать себя и семью. Нигде в мире нет такого обмана! А незачёт в страховой трудовой стаж срочной службы в армии — предел фантазий белорусских законодателей нашего времени.

Сходится у нас только пенсионный возраст, а минимальный страховой стаж там ниже — 15 лет. А главное отличие в том, что в страховой стаж включают военную службу по призыву. Кроме того, учитывают декретный отпуск, уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или человеком в возрасте 80 лет и старше.

Кстати, по оценкам Минтруда в 2015 году людей, попавших в такую сложную ситуацию, было около 1000 человек. И их количество со временем увеличивается. Ведь принятие новых указов привело к тому, что права на пенсию лишись те, кто в течение длительного периода времени осуществлял общественно полезную деятельность, которая не засчитывается в страховой стаж.

В 2018 году трудовая пенсия по возрасту на общих основаниях назначается мужчинам в возрасте 61 лет при наличии стажа работы не менее 25 лет, из них не менее 16 лет 6 месяцев стажа работы с уплатой обязательных страховых взносов в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения.

Ивану Николаевичу Снитко 61 год. В прошлом году мужчина решил оформлять пенсию. Но оказалось, что на полноценную трудовую пенсию он претендовать не может. Службу в органах МВД ему не засчитали в страховой трудовой стаж, который как раз и влияет на размер пенсии.

- На службу в органы МВД я пошел с 1973 года, как раз из армии пришел и стал работать там, - рассказал Onliner.by Иван Николаевич. - Служил участковым, инспектором и даже следователем. Ликвидировал аварию на ЧАЭС, был на спецоперациях в Баку. Нас же туда тоже заставляли ездить. Там день за три шел. До 1992 года работал. Потом ушел, у меня отец и мама были инвалиды, пришлось их досматривать.

- В итоге у меня получилось 30 с половиной лет трудового стажа. То есть на пенсию от государства я фактически право имею, - объясняет мужчина. - Но, когда стал собирать документы и оформляться, оказалось, что эти мои 19 с чем-то лет в страховой стаж не входят.

В результате получилось, что у Ивана Николаевича страховой стаж оказался около 10 лет, а это меньше, чем нужно. По закону для белорусов, которые оформляли пенсию в 2015 году, минимальный страховой стаж не менее 15 лет.

- А это значит, что мне светит только социальная пенсия по возрасту. Не обычная в 2,8 миллиона, а 800 тысяч в месяц, - говорит Иван Николаевич. - Когда я узнал, что в стаж для начисления пенсии не входят эти 19 лет, то был в шоке. Я не понимаю, как и на основании чего мой вот этот стаж не включили в страховой? Получается, я отработать отработал, государству долг отдал, а в итоге мне ничего не светит? Пенсия такая, как те пьяницы, кто совсем по году-два отработал за жизнь... Конечно, это обидно и несправедливо.

В Министерстве труда и социальной защиты ситуацию Ивана Николаевича знают. Но говорят, что таков закон.

- Условия назначения трудовой пенсии в общей пенсионной системе едины для всех граждан: и для гражданских лиц, и для бывших военнослужащих, - объяснила Onliner.by заместитель начальника главного управления пенсионного обеспечения Минтруда и соцзащиты Лариса Яшкова. - Что касается страхового стажа, то его образуют периоды работы с уплатой обязательных страховых взносов в пенсионный фонд. Соответственно, в этот стаж не могут включаться периоды другой деятельности, когда взносы не уплачивались: время военной службы, службы в органах внутренних дел, МЧС и других силовых ведомствах, ухода за ребенком, получения пособия по безработице, обучения и т. д. (заметим, что при наличии требуемого страхового стажа и права на трудовую пенсию, указанные периоды деятельности «не пропадают»: они включаются в общий стаж).

Требование о минимальном периоде страхового стажа для назначения трудовой пенсии по возрасту (не менее 5 лет) появилось в законодательстве еще в 2006 году и обосновано тем, что именно из поступлений страховых взносов обеспечивается выплата текущих трудовых пенсий.

По действующему законодательству в 2016 году требуемый страховой стаж составляет 15 лет 6 месяцев, а начиная с 1 января 2017 года он будет ежегодно увеличиваться на 6 месяцев до 20 лет к 2025 году. То есть для тех, кто будет выходить на пенсию в 2018 году, - это будет 16 лет 6 месяцев, в 2019 году - 17 лет и так далее.

К сожалению, у Ивана Николаевича документально подтвержденный страховой стаж составляет без малого 10 лет. И закон не позволяет назначить ему трудовую пенсию. Вместе с тем по достижении 65 лет он приобретет право на социальную пенсию.

Напомним, в нынешнем году в Беларуси решение об увеличении пенсионного возраста до 63 лет у мужчин и 58 лет у женщин. Повышать его будут поэтапно: начиная с 2017 года каждый календарный год на 6 месяцев.

В День единения народов России и Беларуси, 2 апреля, существенной является информация о пенсионном обеспечении жителей Союзного государства. Пенсионное обеспечение граждан Республики Беларусь, переехавших на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а россиян - в Беларусь, имеет некоторые особенности. Оно регулируется специальным Договором, учитывающим многочисленные нюансы. Этот договор — один из самых проработанных, направленных на защиту пенсионных прав жителей бывшего Советского Союза, считают в Пенсионном фонде.

Международный Договор между Республикой Беларусь и Российской Федерацией о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения действует с 29 марта 2007 года. Он основан на пропорциональном принципе. Каждая Договаривающаяся сторона назначает и исчисляет пенсию (за исключением социальной) на основании стажа, приобретенного на её территории. При этом периоды стажа по 12.03.1992 г. (включительно) учитывает та сторона, на территории которой лицо постоянно проживает в момент обращения за пенсией.

По Договору право на трудовые пенсии имеют граждане Российской Федерации и граждане Республики Беларусь, проживающие на территории одного из государств, а также члены их семей, подпадающие под действие законодательства сторон.

При определении права на пенсию возможно суммирование стажа, выработанного на территории одного государства, со стажем, выработанным на территории другого. При этом подсчет и подтверждение стажа осуществляется по Законодательству обоих государств.

Стаж, приобретенный после 13 марта 1992 на территории третьих государств, в том числе бывших союзных республик, в страховой и общий трудовой стаж не засчитывается.

Договор предоставляет гражданам право выбора: либо назначить и выплачивать пенсию по законодательству одного из государств, гражданами которого они являются, либо с применением положений Договора. Свой выбор необходимо подтвердить заявлением. Он является окончательным и пересмотру не подлежит.

Наибольшее количество «белорусских пенсионеров» живет в Иванове. Управление ПФР в Иванове, Кохме и Ивановском районе выплачивает 24 трудовые пенсии гражданам Российской Федерации, назначенные в том числе по нормам международного Договора, и 1 - гражданину Беларуси, проживающему на территории Российской Федерации.

В Беларуси, как и в большинстве других государств бывшего Соцлагеря, применяется 2 вида пенсий: социальные и трудовые. Ко второму типу относится и военная пенсия в Беларуси.

Панорамный вечерний вид на площадь Независимости в Минске

Трудовые пенсии в Беларуси в результате перерасчета с 1 августа увеличились в среднем на 10%.

Дополнительные средства накапливаются в фондах страховых компаний, на выбор плательщика. Сами же отчисления по его заявлению делает работодатель из заработной платы работника.

Несколько видов белорусских пенсий

В Республике Беларусь можно выйти на пенсию по:

  • Старости. По закону страны, женщины вправе закончить свою трудовую деятельность и ежемесячно получать материальное вознаграждение в 55 лет, мужчины в 60. В некоторых сферах возрастной порог ниже (сельское хозяйство, текстильная промышленность, транспортная сфера и т. д.).
  • Потере кормильца. На данную выплату могут рассчитывать только те, кто является нетрудоспособным или несовершеннолетним.
  • Инвалидности. Для тех, кто не является инвалидами с детства, важно иметь хотя бы небольшой стаж трудовой деятельности.
  • Выслуге лет. Представители некоторых профессий становятся пенсионерами не по достижению определённого возраста, а по количеству лет, отработанных в сфере. Перечень профессий утверждён правительством страны.
  • Заслугам перед страной. Данную преференцию получают обладатели званий, медалей и орденов.

Подробнее о пенсии в Беларуси узнайте из видео, представленном ниже.

Условия выхода на пенсию военных Республики Беларусь

Военнослужащие Беларуси выходят на пенсию по:

  • выслуге лет;
  • инвалидности;
  • за заслуги перед отечеством;
  • старости.

Чтобы выйти на пенсию, как военный, нужно отработать, а вернее отслужить, в сфере не менее 20 лет. Возраст военного пенсионера - 45 лет (с 2033 г. - 48 лет).

Некоторые категории военнослужащих имеют право и после достижения пенсионного возраста служить стране. К примеру, генерал-полковники могут оставаться в строю вплоть до 60 лет, полковники - до 50 лет.

Что влияет на пенсионные выплаты

Важным условием для оформления пенсии является постоянное проживание на территории Республики. На пенсионные выплаты влияет следующее:

  • стаж;
  • оклад, получаемый в соответствии со званием;
  • надбавки;
  • оклад, получаемый в соответствии с должностью.

В Республике Беларусь ежегодно осуществляется повышение военных пенсий. Заявленная выше индексация касается и этой категории.

Если в результате выполнения военного поручения или через 3 месяца после выхода в запас, военнослужащий стал инвалидом, он имеет право на получение пенсии по инвалидности. В этом случае требуется соответствие следующим условиям:

  • военный стаж не менее 1 года;
  • возраст не менее 23-х лет;
  • проживание на территории страны (постоянное).

Решение отправить на пенсию военного за заслуги перед государством принимается на уровне власти.
Стандартное начисление производится следующим образом:

  • Офицеры, военнослужащие контрактники, мичманы и прапорщики при стаже 20 лет - 50% от денежного довольствия, соответствующего категории. За каждый дополнительный год начисляется ещё 3%, но не более 75% в общей сложности. При отставке по возрасту или состоянию здоровья - 60%.
  • При стаже 25 лет, если не менее 12 лет и 5 месяцев из них приходится на военную службу или службу в органах внутренних дел, - 50% и за каждый дополнительный год по 1%.
  • При выслуге 15 лет - 40% плюс 3% за каждый дополнительный год.

В 2020 году схема начислений несколько изменилась.

Военные пенсии РБ в 2020 году

В данном видео сравниваются пенсии трех стран.

В 2020 году военные пенсионеры получают пенсию в соответствии с изменениями, имевшим место в сентябре 2017 года. Было произведено повышение пенсий для всех категорий населения Беларуси.

Пенсии военнослужащих были увеличены сопоставимо увеличению, коснувшемуся всех пенсионных выплат. Согласно решению, принятому Президентом страны, с 1 сентября начнётся постепенное повышение пенсионных выплат военным.

Перерасчет пенсий

До июля 2019 года начисление пенсионных выплат будет производиться на основании временных корректирующих коэффициентов. Пересчёт будет произведён в 4 шага:

До конца года в Беларуси планируется еще раз поднять пенсии.

Средняя пенсия в РБ до внесения в законодательство изменений, равнялась 398 рублям.

Вводя коррективы в пенсионные законодательные акты, правительство страны ориентировалось на российский опыт, который уже можно считать проверенным временем.

В России взятая за ориентир схема начала действовать ещё в 2012 году. Тогда президент назвал доплату к пенсии в размере 240 российских рублей незначительной и изменил цифру до 1 000 рублей. С 2012 года начисление пенсионных выплат не только зависело от окладов, но и пересматривалось вместе с ними. То есть, если повышали оклады, вместе с ними повышали и пенсии тех, кто уже ушёл в запас.

После значительного повышения военных пенсий, с 2013 года повышению подлежит только та доля довольствия, которая влияет на начисление пенсии. Её ежегодный рост составляет 2% и более, в зависимости от инфляционных процессов в экономике РФ.

Нам, как был следователем, ликвидировал аварию на ЧАЭС и побывал на спецоперации в Баку. Но после 19 лет службы был вынужден уволиться. В позапрошлом году он стал оформлять пенсию и оказалось, что его 19 лет не вошли в страховой стаж, а значит, он может рассчитывать только на социальную пенсию в 90 рублей. Да и то в 65 лет.

Министерство труда тогда только разводило руками: такое законодательство, ничего не поделаешь. Мол, давным-давно есть понятие страхового стажа - это период работы, когда вы или вместо вас платили страховые взносы. И от его величины зависит, будет человек получать трудовую или социальную пенсию. Да, на самом деле, понятие страхового стажа существовало с 2006 года. Но буквально за последние несколько лет он вырос с 5 до 15 лет. И по закону будет расти еще больше: каждый год на 6 месяцев, в итоге к 2025-му составит 20 лет.

При этом в страховой стаж не включаются служба в армии, учеба в вузах и ссузах, а также аспирантура, докторантура и так далее, отпуск по уходу за ребенком, служба в милиции и других силовых структурах и многое другое.

После того как белорусы стали выходить на пенсию по новому законодательству, появились и те, кто попал в так называемую «ловушку страхового стажа», - люди, у которых общий стаж позволял выходить на пенсию и претендовать на нее, но вот страхового стажа у них не хватало.

- Ты всю жизнь прожил с ощущением, что страхового стажа надо 5 лет, и вдруг его стало нужно 16. И доработать эту разницу часто нереально, - говорят правозащитники общественного объединения «Белорусский Хельсинский комитет».

Это-то и случилось у Ивана Николаевича, который после 19 лет службы в МВД уволился, чтобы ухаживать за больными родителями. Страхового стажа без службы в МВД у него было около 10 лет. Для получения даже минимальной пенсии по возрасту этого не хватало. А значит, он мог претендовать только на социальную пенсию в 90 деноминированных рублей, да и то через пять лет.

По данным Министерства труда, в подобной ситуации уже на момент увеличения срока оказалось больше 1000 человек и с каждым годом их число растет.

Проблемой ловушки страхового стажа занялись правозащитники. Они обратились в Конституционный суд, Министерство труда и Парламент.

- Мы предлагали ввести переходный период, «скорую адресную помощь» для тех, кто оказался в подобной ловушке. Более того, назначить пропорциональную пенсию, даже если страховой стаж не выработан полностью, - отмечают правозащитники «Белорусского Хельсинского комитета».

Конституционный суд отметил, что при переходе на новое законодательство «следует максимально оправдывать правомерные ожидания граждан, в том числе посредством определения разумного переходного периода для предоставления гражданам реальной возможности выполнять измененные требования законодательных норм». Также Конституционный суд добавил, что нужно предусмотреть корректировку и внесение в трудовой стаж социально значимой для государства и общества деятельности.

В итоге законодательство пересмотрели. И со вчерашнего дня в силу вступил новый указ президента от 29.06.2017 №233 «О пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан».

- Да, Иван Николаевич один из немногих сможет получать трудовую, а не социальную пенсию. Мы уже отправили документы на оформление, - говорит начальник управления по труду Лидского райисполкома Андрей Мимиш. - Страховой стаж для него и всех военнослужащих, которые не пошли на военную пенсию, снижен до 10 лет. И Иван Николаевич как раз его уже отработал.

Что изменилось в законе?

- Нововведения смягчают положение некоторых уязвимых групп на будущее, но в то же время не разрешают проблему ловушки страхового стажа полностью, - объясняют в БХК. Правозащитники составили специальную таблицу, чтобы показать, какие произошли изменения в законодательстве, а что осталось прежним.

Новые правила пенсионного обеспечения до указа №233 (до 01.08.2017) После указа №233 (после 01.08.2017)
Некоторые люди попали в ловушку страхового стажа из-за того, что не было предусмотрено никаких исключений или переходных периодов для тех, кто в период нововведений достигают пенсионного возраста, имеют достаточное количество страхового стажа по старым правилам (не меньше 5 лет), но не дотягивают до страхового стажа, установленного новыми указами. Это в первую очередь о тех людях, которые в лихие 90-е и после выживали как могли, без официального трудоустройства. Эти люди не могут получить ни пенсию по возрасту на общих основаниях, ни социальную пенсию. Положение этих людей не было улучшено ни в какой мере. Единственным выходом из ситуации стало бы введение переходного периода для людей, которые в самое ближайшее время достигнут пенсионного возраста.
Люди, которые годами осуществляли общественно полезную деятельность (например, ухаживали за инвалидами 1-й группы), попали в ловушку страхового стажа и лишились права на пенсию. Дело в том, что государство делает им запись в трудовую книжку и платит деньги, но не засчитывает их работу в страховой стаж. Люди не успевают набрать нужный срок страхового стажа (16 лет на 2017 год, дальше - больше). При этом по закону уход за инвалидом 1-й группы нельзя совмещать с какой-либо работой. Некоторым образом учтена логика общественно полезной деятельности. Периоды общественно полезной деятельности все еще не включаются в страховой стаж, но срок страхового стажа для таких людей снижен до 10 лет. Правда, вместе с тем для таких людей вырос срок общего трудового стажа. Для женщин - не менее 35 лет, для мужчин - не менее 40 лет. В то время как для других категорий (кому хватает страхового стажа 16 лет в 2017 году) общий трудовой стаж составляет 20 и 25 лет для мужчин и женщин соответственно. Таким образом, указ сделал более справедливым и мягким пенсионное обеспечение для этой категории граждан, однако проблема не решена полностью, т. к. рост общего трудового стажа для многих может явиться препятствием для назначения пенсии.
Положение людей, которые ухаживали за инвалидом 1-й группы или лицом, достигшим 80-летнего возраста, осложнялось не только ловушкой страхового стажа, но и тем, что после достижения пенсионного возраста они не могли получать пособие по уходу, даже если им не была назначена пенсия в связи с отсутствием страхового стажа. Указ устранил эту коллизию. Теперь указанные люди могут продолжать получать пособие по уходу до назначения социальной пенсии, и этот период им засчитывается в общий трудовой стаж.
Возникло неравенство в отношении военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Пока эти люди служат, государство как наниматель не платит за них страховые взносы. Если они увольняются до достижения срока выслуги лет (а это 20 лет), пенсию им будут начислять на общих основаниях. Это значит, что, например, принципиальный сотрудник милиции, будучи уволенным после 19 лет хорошей службы, должен будет трудоустроиться и успеть выработать страховой стаж не менее 16 лет на сегодня. Улучшается положение военнослужащих, сотрудников МЧС, правоохранительных органов и приравненных к ним лиц. Срок их службы все еще не засчитывается в страховой стаж. Если эти люди по какой-либо причине не дослужатся до ведомственной пенсии и будут уволены ранее, для получения пенсии на общих основаниях им нужно будет набрать 10 лет страхового стажа, а не 16 и выше, как было до принятия указа 233. Также нужно набрать и минимальный общий трудовой стаж: 20 лет для женщин, 25 лет для мужчин. Время службы засчитывается в общий трудовой стаж. При этом такой смягченный подход будет действовать только для тех людей, кто прослужил не меньше 10 лет.